Налог на имущество организации, корректируем ошибки

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/19773 от 10.10.2018

08.01.2019  

ФНС России разъяснила о налоге на имущество организаций при изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости и об учете в целях налога при УСН излишне уплаченных сумм этого налога.

Налог на имущество организаций

В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Не позднее 1 января уполномоченный орган региональной исполнительной власти утверждает перечень таких объектов (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Этот перечень направляется в налоговые инспекции по месту нахождения объектов недвижимости, а также размещается на официальном сайте субъекта РФ.

Чтобы рассчитать налог по кадастровой стоимости, региональные власти утверждают результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Соответственно, платить налог на имущество придется с той недвижимости, результаты кадастровой оценки которой утверждены региональными властями.

Напомним, существуют четыре категории объектов, в отношении которых российские организации рассчитывают налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных компаний, которые не имеют в России постоянное представительство, а также объекты, не относящиеся к деятельности иностранной компании через постоянное представительство в России;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухучета.

Изменение кадастровой стоимости

Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано:

  • с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда (п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 1-2 ст. 403 НК РФ).

Имеются два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости;
  • установление рыночной стоимости объекта недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 г. № 401-ФЗ изменение кадастровой стоимости разрешено учитывать при определении налоговой базы в налоговом периоде, в котором была допущена ошибка, независимо от того, какая она - техническая, методологическая, реестровая.

Если кадастровая стоимость объекта была изменена в течение налогового периода на основании решения специальной комиссии или по решению суда, налоговую базу нужно пересчитать. Ведь в такой ситуации сведения об измененной стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Это установлено частью 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

ФНС России отметила, что определение даты начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу является значимым. При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости учитываются независимо от даты их внесения в ЕГРН.

Переплата по налогу как следствие изменение кадастровой стоимости

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2012 г. № 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций.

Следовательно, излишне уплаченная сумма налога на имущество организаций, учтенная в составе расходов в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не может квалифицироваться как ошибка.

В связи с данной корректировкой организации нужно представить уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога.

Таким образом, соответствующую корректировку следует рассматривать для целей определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

Указанная позиция подтверждена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2016 г. № 308-КГ16-8442.

Поделиться


Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Подписаться

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA