Новый порядок внутреннего контроля и внутреннего аудита у организатора торговли

Указание Центрального банка РФ №4792-У от 07.05.2018

04.12.2018  

Отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее – Закон № 325-ФЗ). Он устанавливает требования к их организаторам и участникам.

Организованные торги – это торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам. Они предусматривают порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (подп. 7 п. 1 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Требования к организатору торговли

Организатор торговли – это юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (подп. 6 п. 1 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Организатором торговли может только хозяйственное общество, созданное согласно российскому законодательству (независимо от форм собственности).

Требования к нему установлены статьей 5 Закона № 325-ФЗ.

Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (п. 9 ст. 5 Закона № 325-ФЗ).

Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность (п. 10 ст. 5 Закона № 325-ФЗ).

Вся отчетность организатора торговли подлежит обязательному аудиту (п. 11 ст. 5 Закона № 325-ФЗ).

Минимальный размер собственных средств организатора торговли на основании лицензии биржи - 100 млн. рублей, а по лицензии торговой системы - 50 млн. рублей.

Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений (п. 5 ст. 5 Закона № 325-ФЗ). 

Функции организатора торговли

Организатор торговли обязан осуществлять контроль (п. 7 Закона № 325-ФЗ):

  • за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;
  • за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
  • за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
  • за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых, объяснений, информации в письменной или устной форме (ст. 8 Закона № 325-ФЗ).

Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, должен принимать меры к предотвращению конфликта интересов.

Внутренний контроль и внутренний аудит

В соответствии со статьей 14 Закона № 325-ФЗ организатор торговли обязан организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит. Порядок устанавливается внутренними документами организатора торговли в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (п. 4 ст. 14 Закона № 325-ФЗ). Все требования к организатору торговли, а также и возложенные на него функции должны быть при этом учтены.

Банк России 20.09.2018 опубликовал новый документ - Указание от 07.05.2018 № 4792-У «О требованиях к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита» (далее – Указание). В нем каждому из этих двух направлений посвящены отдельные главы.

Напомним, под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур в целях:

  • упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
  • выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании)и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Систему внутреннего контроля необходимо утвердить. У организатора торговли, согласно Указаниям, это может быть назначенный контролер или отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля). Контролер или руководитель службы внутреннего контроля назначаются на должность и освобождаются от должности единоличным исполнительным органом организатора торговли и подотчетен ему.

В аналогичном порядке у организатора торговли формируется система внутреннего аудита. Только внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета) и подотчетен ему.

Вспомним главные задачи внутреннего аудита:

  • проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
  • разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
  • контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.

В рамках внутреннего аудита происходит оценка рисков, способы их уменьшения, и осуществляются независимые консультации аудиторов.

В соответствии с Указаниями, совмещение функций контролера и аудитора у организатора торговли не предусматривается.

При этом внутренний контроль и внутренний аудит должны обеспечивать:

  • достоверность, полноту, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности, информационной безопасности организатора торговли, в том числе защищенность его интересов (целей) в информационной сфере.

Организационная структура по обоим «контрольным» направлениям должна соответствовать уставу, объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию рисков, присущих деятельности организатора торговли.

Указание вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования на официальном сайте Банка России. Значит, начало его действия - 20.03.2019.

Соответственно Приказ ФСФР России от 25.06.2013 N 13-53/пз-н, регулирующий аналогичные правоотношения, больше применяться не будет.

Поделиться


Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Подписаться

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA