Расходы по рекламе

10.08.2011

Вопрос

Здравствуйте! Наше предприятие занимается производством железо-бетонных изделий. Для рекламы своей продукции предприятии построило выставочный домик хозяйственным способом строительства. Домик находится на территории предприятия. Как правильно учесть понесенные затраты в бухгалтерском и налоговом учете и какими документами оформить?

Ответ

Если домик возводится в качестве демонстрационного образца для ознакомления покупателей со свойствами продукции организации, его планируется использовать более 12 месяцев, и его первоначальная стоимость превышает 40 000 руб., то он может быть принят к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств (п. п. 3-5 ПБУ 6/01).Как установлено п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой в данном случае признается сумма фактических затрат организации на сооружение домика.
В учете организации фактические затраты, связанные с сооружением основных средств, отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств". Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, введенного в эксплуатацию, списывается со счета 08, субсчет 08-3, в дебет счета 01 "Основные средства".
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01) в течение срока полезного использования объекта основных средств, определяемого организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету с учетом требований, указанных в п. 20 ПБУ 6/01. Начисление амортизации производится ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию, и продолжается до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. п. 18, 19, 21 ПБУ 6/01).
Начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в данном случае в корреспонденции со счетом 44 "Расходы на продажу", поскольку домик предназначен для использования в качестве выставочного образца, то есть в целях рекламы (п. 25 ПБУ 6/01).

В налоговом учете построенный домик, если его срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальная стоимость более 40 000 рублей, учитывается в составе амортизируемого имущества как объект ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость возведенного домика определяется как сумма расходов на его строительство (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Следует обратить внимание, что демонстрационные образцы не указаны в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Поэтому срок полезного использования домика в целях исчисления налога на прибыль может быть установлен, как и в бухгалтерском учете, на основании пункта 6 статьи 258 НК РФ.
Сумму начисленной амортизации следует включать в состав прочих расходов, как расходы на рекламу, на основании подпункта 28 пункта 1 и пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Мнения о том, что если имущество, используемое в рекламных целях, признается амортизируемым, то организация вправе учесть понесенные затраты в качестве расходов на рекламу через амортизационные отчисления придерживаются Минфин России в письмах от 13.11.2007 № 03-03-06/2/213, от 25.04.2003 № 04-02-05/3/35, УМНС России по г. Москве в письме от 25.08.2003 № 26-12/46254 и  ФАС Центрального округа в постановлении от 05.07.2006 по делу № А68-АП-4/11-05.

Отметим, что некоторые суды придерживаются иной позиции. Согласно ей рекламная конструкция, которая соответствует признакам амортизируемого имущества, является не основным средством, а носителем рекламной информации, поскольку формирует и поддерживает интерес к юридическому лицу. Срок использования рекламной информации зависит не от материала и конструкции этого носителя, а от стабильности потребительского спроса на продукцию, производимую налогоплательщиком. Поэтому затраты на изготовление таких рекламных конструкций относятся к расходам на рекламу единовременно (постановления ФАС Уральского округа от 21.07.2010 № Ф09-4631/10-С2, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3, от 14.01.2005 № Ф09-5757/04-АК). Кроме того, налогоплательщик вправе выбирать способ учета затрат, в равной степени относимых к разным группам расходов в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 № А05-8466/2009). Как видим, правомерность признания стоимости дорогостоящих рекламных конструкций в расходах единовременно, а не постепенно через амортизационные отчисления, придется отстаивать в суде.

Если та или иная рекламная конструкция по своим характеристикам не соответствует понятию амортизируемого имущества, то в состав рекламных расходов включается стоимость ее приобретения (создания). При этом если в бухгалтерском учете такая конструкция не является объектом основных средств, то ее стоимость отражается на счете 10 «Материалы».

Приемка законченных строительством объектов оформляется первичными учетными документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.

Поделиться