Оформление отношений организаций при покупке подарочного сертификата

17.09.2010

Вопрос

Наша компания решила купить у сторонней организации подарочные сертификаты для дальнейшей реализации. Как правильно оформить сделку?

О. Омарова, г. Калининград

Ответ

На практике применяются два варианта отношений между продавцом и эмитентом:
1)посреднический договор;
2)выкуп сертификатов.
Поговорим о первом варианте. Гражданское законодательство предусматривает три способа оформления посреднических отношений: поручение, комиссия и агентирование. Договор поручения предполагает совершение от имени и за счет другой стороны (доверителя) юридических действий (п. 1 ст. 971 ГК РФ), договор комиссии – совершение по поручению другой стороны (комитента) сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ). По агентскому же договору поручение другой стороны (принципала) может состоять в выполнении как юридических действий, так и любых иных также за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Агентский договор может строиться по правилам либо поручения (тогда агент действует от имени принципала), либо комиссии (агент действует от своего имени) (ст. 1011 ГК РФ). На наш взгляд, наиболее подходит агентский договор, поскольку в таком случае права и обязанности (выдать товар, выполнить работу или оказать услугу) возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ), то есть у эмитента.
Суть второго варианта в том, что продавец сертификата сначала оплачивает эмитентам стоимость определенного количества этих бланков, а затем уже реализует их покупателям. С точки зрения гражданского законодательства выкуп сертификатов может быть оформлен как:
1)купля-продажа имущественных прав (п. 4 ст. 454 ГК РФ);
2)уступка требования по сделке (п. 1 ст. 382 ГК РФ).

Поделиться