Отчетность не подтвердит прошлых убытков

16.09.2010

Вопрос

Нужно ли для подтверждения убытков прошлых лет сохранять все первичные документы, или достаточно отчетности, в которой отражен размер полученных убытков? Где именно следует отражать перенесенный убыток?

С. Луговая, бухгалтер, г. Москва

Ответ

Организации обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода (п. 4 ст. 283 НК РФ). Из Налогового кодекса не ясно, о каких документах идет речь. Логично предположить, что речь должна идти о бухгалтерской отчетности, в которой зафиксированы суммы убытков прошлых лет, но, как разъяснили нам чиновники, речь идет о первичных документах. Как отметил Минфин, Налоговый кодекс не предусматривает прекращения обязанности по хранению документов проведенной налоговой проверкой. Списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат (письма Минфина России от 23 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/276, от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/206). Некоторые суды поддерживают чиновников и считают, что «первичка» необходима (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2005 г. № А56-25408/04). Поэтому лучше хранить первичные документы, подтверждающие объем понесенного убытка, до тех пор пока весь убыток не будет списан.   Иначе при проверке инспектор может посчитать, что учтенный вами убыток не отвечает требованиям статьи 252 Налогового кодекса, и отказать в признании его в расходах при расчете налога на прибыль. После того как сумма убытка будет погашена полностью, документы, подтверждающие его формирование, придется хранить еще четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Есть суды, которые в этом вопросе не так категоричны и считают, что подтвердить убыток можно и с помощью отчетности (постановление ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/101-08). Отметим: для того чтобы начать перенос убытка, не обязательно ждать окончания текущего налогового периода. По мнению контролирующих органов, перенести часть полученного в прошлых налоговых периодах убытка возможно как по итогам отчетного, так и по итогам налогового периода  (письма Минфина России от 23 октября 2008 г. № 03-03-06/1/598, от 15 июня 2007 г. № 03-03-06/1/383, УФНС России по г. Москве от 30 июня 2008 г. № 20-12/061165).

Поделиться

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.