Комплект основного средства, продажа отдельных частей

05.08.2010

Вопрос

В 2004 году был приобретено основное средство как комплект. На данный момент ОС полностью самортизировалось. Сейчас стоит задача разукомплектовать ОС и продать по частям. Как оформить разукомплектацию?

Ответ

Если основное средство полностью самортизировано, и больше не будет эксплуатироваться, то в этом случае его необходимо ликвидировать. Прежде чем ликвидировать основное средство организация обязана убедиться в том, что оно уже не может быть использовано и не приносит доход. Для этого необходимо создать ликвидационную комиссию. В состав комиссии обычно входит руководитель, главный бухгалтер и материально-ответственные лица. Это установлено в Пункте 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Далее на основании заключения комиссии необходимо составить приказ руководителя о ликвидации основного средства. Типового образца приказа о ликвидации основного средства нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Результаты принятого комиссией решения оформляют актом ОС-4.На основании акта в карточке ОС-6 производят отметку о выбытии. При оформлении операций по выбытию основных средств рекомендую вам ориентироваться на требования налоговиков. Они изложены в письме УФНС по г. Москве от 23 мая 2006 г. № 20-12/45320@.

Так, в акте ОС-4 нужно прописать год создания объекта, дату поступления на предприятие, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта основного средства (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленного износа, количество проведенных ремонтов, причины списания и возможность дальнейшего использования как самого объекта или отдельных его узлов и деталей. Также в этом письме указано, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ расходы на ликвидацию, включая сумму недоначисленной амортизации, то есть остаточную стоимость основного средства, можно включить в состав внереализационных расходов.

В процессе ликвидации можно получить отдельные материалы и запчасти, годные к использованию. Их необходимо оприходовать на основании пункта 57 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. При этом в вашем случае заполняют накладную по форме № М-11.

Учтите, что выбывающие основные средства необходимо утилизировать. Сделать это вы можете либо самостоятельно, либо через специализированную фирму. Во втором случае стоимость услуг по утилизации можно учесть в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.(Подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ).

Поделиться