оплата за сотрудников проживания
14.04.2010Ответ
Уважаемая Алла Олеговна, вам нужно почитать трудовые договоры с наемными сотрудниками. Если наём жилья за счет работодателя предусмотрен в трудовом договоре, то сумму расходов на оплату жилья работнику вы учитываете при расчете налога на прибыль на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ в составе расходов на оплату труда. В этом случае на арендную плату нужно начислять взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Начисленные взносы также уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, в составе расходов на оплату труда. Общий размер взносов в 2010 году составляет 26 процентов (ПФР – 20%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%).
Если же найм жилья за счет работодателя трудовым договором не предусмотрен, то учесть в расходах сумму арендной платы нельзя. Следовательно, и взносы во внебюджетные фонды в таком случае начислять не надо. Посмотрите письмо Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-04-06-01/149. Оно касается ЕСН, но действительно и для взносов во внебюджетные фонды. Порядок начисления и уплаты остался прежним.
Что касается удержания НДФЛ, то на мой взгляд оплата организацией жилья для наемных сотрудников является доходом, полученным сотрудниками в натуральной форме на основании подпункта1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса РФ. Следовательно, со стоимости проживания необходимо удерживать НДФЛ. Причем, даже если акты обезличены, и выписаны просто на количество человек за период, это не значит, что подсчитать НДФЛ невозможно. Налоговики возьмут ваши трудовые договоры, ведомости по зарплате и сопоставят с актами на оплату жилья. Затем доначислят НДФЛ.
Теперь что касается отражения в бухгалтерском учете. Если в налоговом учете у вас расходы по найму жилья могут не учитываться, то в бухгалтерском они всё равно будут отражены на счетах затрат. В результате чего у вас появятся постоянные временные разницы.
Поэтому на мой взгляд лучший вариант, когда оплата найма жилого помещения предусмотрена в трудовом договоре. Она может быть учтена в расходах на оплату труда и в бухгалтерском и в налоговом учете. Вы можете составлять отдельную ведомость на сотрудников, которым оплачиваете жилье. В этом случае вы делаете следующие бухгалтерские проводки:
Д 20 (25,26,44) К 70- начислен доход сотрудников в натуральной форме
Д 70 К 68 субсчет НДФЛ Д 20 К 68 субсчета ЕСН Д 60 К 51- оплата за жилье
Д 20 (25,26,44) К 60- отражены расходы по найму жилья
Д 19 К 60 – отражен НДС (если он есть)
Д 68 К 19- сделана запись в книгу покупок
Д 70 К 20 – сторнированы расходы, начисленные сотрудникам в натуральнй форме
Поскольку на руки вы сотрудникам деньги не выдаете, а оплачиваете за них сами, то вам придется делать дополнительную проводку, чтобы закрывать кредит счета 70.