Как списать просроченный товар?

02.07.2009

Вопрос

Недавно обнаружили, что срок годности по части товара (декоративная косметика) истек. Подскажите, как списать просроченную продукцию (механизм, документация, проводки)?

Ответ

Во-первых, просроченный товар нужно выявить. Товары, срок годности которых истек, можно обнаружить в результате инвентаризации. Для оформления результатов инвентаризации товаров нужно оформить инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) и сличительную ведомость результатов инвентаризации (форма № ИНВ-19) (утв. постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия дополнительно составляется акт (Указания по применению формы № ИНВ-3). Унифицированной формы акта о выявлении подобных товаров нет, организация сама ее разрабатывает и утверждает приказом руководителя.

Далее оформите акт в трех экземплярах о списании товаров по форме № ТОРГ-16 (утв. постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).

Облегчить процедуру выявления и документального оформления просроченной продукции может программное обеспечение при условии, что при оприходовании товара в программу автоматизации учета вносятся сведения о сроке годности. Тогда список таких товаров можно формировать автоматически. К реестру просроченных товаров, распечатанному из учетной программы, необходимо приложить акт об изъятии товаров из торгового зала или со склада. Не забудьте, оформить форму № ТОРГ-16.

В бухучете организации снятие товаров с продажи отражается проводкой: Дебет 41, субсчет «Товары с истекшим сроком годности» Кредит 41, субсчет «Товары в торговых залах» или субсчет «Товары на складах»

- отражена покупная стоимость просроченных товаров, изъятых из торговых залов или хранившихся на складах. Если вы признаете стоимость просроченных товаров и расходов на утилизацию в налоговых расходах, то, скорее всего, свое право на уменьшение налогооблагаемой прибыли придется отстаивать в суде. Налоговики в данном случае руководствуются письмом Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-03-06/1/373 и отказывают в признании таких расходов.

Но для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих продажу косметической продукции, существует такой аргумент, обосновывающий правомерность признания расходов на ликвидацию просроченных товаров. Так, пунктами 2 и 18 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (утв. постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263, далее – Положение) установлено, что парфюмерная и косметическая продукция, сроки годности которой истекли, подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизации или уничтожению. А поскольку такая утилизация обязательна, законодательство фактически признает такие операции экономически обоснованными (письмо УФНС по городу Москве от 18 апреля 2008 г. № 20-12/037680).

Но для уменьшения налогооблагаемой прибыли придется пройти предусмотренную пунктами 8, 10 и 17 Положения экспертизу, которая проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией. Ликвидация продукции должна быть оформлена актом установленной формы, один экземпляр которого в трехдневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об ее уничтожении.

Ю. Пименова, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Поделиться