Посредник должен вести книгу продаж

21.05.2009

Вопрос

Должен ли посредник вести книгу продаж?
И. Горохова, бухгалтер, г. Тула

Ответ

Да, должен, и с учетом некоторых особенностей. По договору комиссии посредник по поручению комитента находит покупателей и реализует им товары, принадлежащие комитенту, за что и получает вознаграждение. Комиссионер действует от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ). В отношении книги продаж никаких исключений для посреднической фирмы нет: она обязана ее вести, как и все другие компании, работающие по общему режиму налогообложения. При отгрузке покупателю полученных от комитента товаров посредник должен выписать в адрес покупателя счет-фактуру и подшить его в журнал учета выставленных счетов-фактур. Но в книге продаж такой документ регистрировать не нужно. В этой книге посредник должен фиксировать только счет-фактуру на сумму своего вознаграждения. Ведь базой по НДС у него является именно сумма вознаграждения. Начислить НДС нужно тогда, когда посредническая услуга будет оказана — после отгрузки товаров покупателю (то есть когда посредник выполнит свои обязательства по договору) и составления отчета.

Обращаем внимание на следующее. Если фирма является комиссионером, участвующим в расчетах, обороты по ее расчетному счету могут во много раз превышать налоговую базу по НДС, отраженную в декларации. Это может послужить поводом для налоговой проверки. Поэтому вместе с отчетностью следует сдавать пояснительную записку, где указать, что компания по договору комиссии исполняет обязанности посредника и за вознаграждение реализует товары комитента с участием в расчетах.

www.pbuh.ru" >Источник материала: приложение к журналу «Практическая бухгалтерия»

Поделиться