Ликвидация предприятия

22.04.2009

Вопрос

Предприятие подало заявление на ликвидацию. С момента подачи прошло уже больше двух месяцев, а от налоговой — никаких решений о проведении налоговой проверки. Что нам теперь следует делать? Ждать, когда инспекция нас проверит, или смело идти сдавать промежуточный ликвидационный баланс? На какую дату должен быть промежуточный ликвидационный баланс? На момент истечения двух месяцев с даты подачи сообщения о ликвидации в налоговую и в печатные органы? А как быть с отчетностью? Какие документы следует сдавать наряду с промежуточным ликвидационным балансом? У нас, например, после сдачи отчетности за первый квартал и на дату сдачи промежуточного ликвидационного баланса возникла база по налогу на прибыль (учредитель оказал безвозмездную помощь для погашения кредиторской задолженности общества).
Резная А., бухгалтер

Ответ

В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юрлица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроках заявления требований его кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества юрлица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Данный баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.

Кроме того, налоговый орган обязан в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденными Приказом ФНС России от 25 апреля 2006 г. № САЭ-3-09/257@, осуществить ряд мероприятий для снятия с налогового учета организации. Для этого в соответствии с пунктом 2.1 Методических указаний структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица:

  • направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел по работе с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности и при необходимости в иные заинтересованные отделы) служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке;
  • вносит в ЕГРН сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации;
  • направляет в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, сведения ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Таким образом, до составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо сверить с налоговым органом сданную отчетность, расчеты с бюджетом, а налоговый орган обязан провести выездную налоговую проверку и вынести соответствующее решение. Только после этого можно составить достоверный промежуточный ликвидационный баланс.

Обращаем внимание, что государственная регистрация юрлица в связи с ликвидацией осуществляется путем внесения в ЕГРЮЛ следующих записей:

  • О принятии решения о ликвидации юридического лица (в регистрирующий орган подается уведомление по  форме 15001 с приложением решения о ликвидации юридического лица);
  • О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (в регистрирующий орган подается уведомление по форме 15002);
  • О составлении промежуточного ликвидационного баланса (в регистрирующий орган подается уведомление по форме 15003);
  • О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, которые предоставляются после завершения процедуры ликвидации юридического лица. В регистрирующий орган подаются, во-первых, подписанное заявление о государственной регистрации по форме (Р16001), утвержденной правительством. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. Во-вторых, документ об уплате государственной пошлины и ликвидационный баланс. И в-третьих, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1—8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из изложенного, «подстраиваться» под налоговую, по нашему мнению, не стоит. В противном случае вы очень не скоро закончите процедуру ликвидации. Нужно набраться терпения и добросовестно исполнить требования действующего законодательства о ликвидации юридического лица, а налоговая должна выполнять свои внутренние регламенты и указания.

Денис Сидоркин,
руководитель департамента консалтинга ЗАО «АРТ-Аудит»

http://www.mosbuh.ru/" >Источник материала: журнал «Московский бухгалтер»

Поделиться

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...