Слишком много документов в споре с инспектором не бывает

12.02.2009

Вопрос

К нам идет выездная налоговая проверка по налогу на прибыль. Подскажите, есть ли моменты, которые проверяющие будут изучать особенно пристально, чтобы снять расходы? Как доказывать экономическую обоснованность расходов, если у нас второй год нет прибыли?
С. Рощина, главный бухгалтер, г. Москва

Ответ

Для того чтобы расходы «состоялись», они должны отвечать критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса России: быть экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.

У любой организации могут быть пассивные периоды, во время которых непременно есть расходы (аренда, зарплата, обучение). Но за ними обычно следуют активные периоды, в которых появляются доходы. Анализировать экономическую оправданность расходов налоговики не вправе. Выводы, приведенные в определениях Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-ОП и 366-ОП, это подтверждают. Обоснованными считаются те расходы, которые направлены на получение дохода, а не связаны с его получением.

Поэтому все силы проверяющие направят на анализ подтверждающих документов как контрагентов, так и ваших собственных. Прежде всего их заинтересуют некачественно оформленные документы — отсутствие подписи, смазанная печать, «нечитаемая» фамилия ответственного лица. Ведь если контрагент реален, считают инспекторы, то его документы должны быть в порядке. Инспекторы обязательно проведут анализ документов, не подписанных самими организациями. Например, затраты по авансовому отчету, который не подписан директором, признают в расходах только после того, как он его подпишет (даже если это будет во время проверки). И тогда расход прошлого года в 2008 году признать будет нельзя. Его признают убытками прошлых лет, выявленными в текущем году, и попросят исправить налоговую отчетность. Такой подход стал новым веянием в налоговых проверках: расход есть, документально подтвержден, но признать его в том периоде, когда он состоялся, нельзя. Доначислят налог, насчитают пени.

Обратите внимание на договор аренды, если он у вас есть. Бывает, что имуществом начинают пользоваться раньше, чем подписан договор. Налоговики постараются отказать в принятии расходов по этому договору в периоде до его подписания. Но если будет акт передачи, а в договоре будет написано, что его действие начинается с момента передачи имущества, то суд сочтет расходы реальными и поддержит вас в споре с налоговой.

Вы должны заботиться о том, чтобы все ваши расходы выглядели реальными, и действовать по принципу «на любой шаг — бумажка».

Например, вы учитываете в расходах затраты на сотовую связь. Если сотрудник в отпуске и продолжает разговаривать, такой расход снимут. Значит, нужно заготовить приказ о продлении переговоров на время отпуска сотрудника.

Или перерасходовали смету расходов из-за появления дополнительного объема затрат. Нужно получить объяснительную записку от ответственного исполнителя, зачем нужны дополнительные ресурсы, утвердить ее, а затем выдать необходимые материалы. Появится новый документ, подтверждающий обоснованность расхода.

Некоторые, чтобы снизить налоговую прибыль, отражают в учете расходы, которых не было. При этом составляют правдоподобные договоры, безупречные документы. Но зачастую при этом не учитывают, что проверяющие не поверят договорам на поставку, консультационные услуги, ремонтные работы, заключенные с одним и тем же контрагентом (бывает и так).

www.pbuh.ru" >Источник материала: приложение к журналу «Практическая бухгалтерия»

Поделиться