От чего зависит порядок амортизации ОС, купленного в кредит

24.08.2021 распечатать

Возможно,  кто-то из тех, кто работает по методу начисления, до сих пор считает, что начинать амортизировать основное средство, купленное в кредит, нужно начинать только после окончательного расчета с поставщиком. Не удивительно, так когда-то считал и Минфин. А что пишет он в своем недавнем письме?

Как учитывать расходы в налоговом учете

Начнем с того, что налоговые расходы фирма должна учитывать тем же методом, что и доходы .

Таких методов два:

  • кассовый метод – доход отражают после оплаты покупателем (заказчиком) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных (услуг). Кассовый метод применяется как в отношении раходов, связанных с производством и реализацией, так и внереализационных расходов;
  • метод начисления – доход отражают после перехода права собственности на товары (результаты работ или услуг) от продавца к покупателю (заказчику). Расходы, связанные с производством и реализацией, отражаются тогда, когда они фактически понесены, а внереализационные – по особым правилам, установленным в статье 272 НК РФ.

Чтобы воспользоваться кассовым методом, нужно, чтобы выполнялись условия по объему выручки, и деятельность не относилась к тем, при которых кассовый метод применять запрещено.

Признание расходов

Расходы в налоговом учете тоже учитывают двумя методами - методом начисления и кассовым методом. Кассовый метод применяют, когда это «проходит» по установленным НК РФ условиям его применения.

При методе начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок, и независимо от даты фактической оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Расходы при кассовом методе признаются в момент их оплаты или любого другого прекращения обязательств.

Разницу в применении этих двух методов учета расходов в налоговом учете наглядно показывает порядок начисления амортизации по основным средствам, приобретенным в рассрочку.

Если фирма применяет метод начисления, то по ОС, приобретенным в рассрочку и введенным в эксплуатацию, амортизация начисляется в общем порядке. Дожидаться момента погашения задолженности перед поставщиком не нужно. Такой вывод содержится в письме Минфина от 16 июля 2021 г. № 03-03-06/1/56767.

Следовательно, если основное средство, приобретенное в рассрочку, соответствует критериям амортизируемого имущества и введено в эксплуатацию, то при методе начисления амортизация по нему начисляется в общем порядке.

Что касается кассового метода, то налогоплательщик вправе амортизировать имущество тоже только после его ввода в эксплуатацию, но только после полной оплаты (пп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Поэтому начисление амортизации по ОС, приобретенному в рассрочку, при кассовом методе возможно только после того, как фирма погасит задолженность по оплате его стоимости перед продавцом. На это обратил внимание Минфин в своем письме.

Критерии признания ОС амортизируемым в налоговом учете

Напомним, что при обоих методах начисления амортизации в налоговом учете необходимо выполнение условий для признания объекта амортизируемым имуществом (он должен принадлежать фирме на праве собственности) (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ):

  • ОС используется для производства и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг);
  • стоит более 100 000 руб.;
  • имеет срок службы более 12 месяцев.

Амортизация по ОС в налоговом учете начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...