Налоговый учет скидок и бонусов

23.11.2015 распечатать

Одним из способов стимулирования роста объемов продаж товаров является применение системы скидок, премий или бонусов. Их представление покупателю создает более привлекательные условия для приобретения товаров. При этом возникают спорные ситуации по вопросам, как учитывать такие виды поощрений для целей налогообложения.

Определений таких понятий как скидки, бонусы, премии законодательство о налогах и сборах не содержит. Скидки и премии широко применяются в деловом обороте и предполагают систему поощрения путем возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре. Также при приобретении товаров популярно предоставление продавцом покупателю бонуса – дополнительного вознаграждения за выполнение каких-либо условий сделки. Например, поощрение может быть предоставлено за приобретение определенного количества или ассортимента товаров. Помимо этого стороны могут предусмотреть в договоре в качестве условия для получения вознаграждения (премии) факт ускоренной или досрочной оплаты товара за определенный период. Предполагается, что при соблюдении условий для предоставления скидки (премии) покупатель никаких специальных действий по заданию поставщика не совершает. То есть покупатель совершает только действия, связанные непосредственно с исполнением своих обязанностей, вытекающих из договора – приобрести определенное количество товара.

Выполнение условий, необходимых для получения скидки (премии, бонуса), покупателю надлежит подтвердить соответствующими документами. Перечень таких документов сторонам сделки необходимо согласовать в договоре.

Скидки текущие и ретроспективные

Предоставление скидок может осуществляться за текущий период либо ретроспективно по итогам работы за определенный период. Под текущей скидкой понимается сумма, на которую снижается цена еще не отгруженной договорной продукции и учитываемая непосредственно при предоставлении покупателю счета. В случае предоставления скидки при таком варианте (в момент отгрузки) поставщиком сразу указывается уменьшенная цена товара.

В свою очередь под ретроспективной скидкой понимается сумма, на которую снижается цена уже отгруженной покупателю и оплаченной им договорной продукции (скидка после отгрузки).

Важно определить, когда именно предоставлена ретроспективная скидка (ретроскидка): до или после оплаты товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателем. От этого зависит порядок налогообложения при получении скидки.


На заметку

Продавец может быть привлечен к административной ответственности за включение в цену договора поставки продовольственных товаров сумм вознаграждений, не связанных с приобретением определенного их количества. В этом случае для должностных лиц штраф составит от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, для юридических лиц – от 1 миллиона до 5 миллионов рублей (ч. 2 ст. 14.42 КоАП РФ).


Вариант первый: скидка представлена до оплаты покупателем товаров. В таком случае поставщик уменьшает сумму задолженности покупателя.

Вариант второй: на момент предоставления скидки покупатель оплатил товары, то есть скидку он получил после их оплаты. В этом случае поставщику следует вернуть покупателю разницу между ценой товаров с учетом скидки и фактически оплаченной суммой. Стороны сделки могут принять альтернативное решение: по согласованию признать сумму скидки авансом в счет оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом поставщик может принять к вычету НДС с суммы аванса при отгрузке соответствующих товаров (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-07-15/118).

Договор со скидкой

Гражданское законодательство допускает изменение цены после заключения договора (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Договор также может предусматривать систему поощрений путем предоставления скидок, премий или дополнительного вознаграждения в форме бонусов. При этом предоставление ретроскидки неразрывно связано с реализацией товара и правомерно уменьшает его цену (постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09). Изменение установленной соглашением сторон цены договора в предусмотренных им случаях оформляется в соответствии с обычаями делового оборота (кредит-нотами, авизо и др.). При таком оформлении не нужно корректировать первичные документы по операциям сделки.

Чтобы избежать претензий со стороны налоговых инспекций, покупателю и продавцу непродовольственных товаров в случае предоставления скидок по сделке, важно обратить внимание на дату ее совершения. С 1 июля 2013 года выплата (предоставление) премии покупателю за выполнение определенных условий договора не уменьшает стоимость отгруженных непродовольственных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в целях исчисления продавцом налоговой базы. Вместе с этим не уменьшается сумма применяемых налоговых вычетов покупателем. Исключением являются случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму поощрительной выплаты предусмотрено условиями договора. Такой порядок учета связан со вступлением в силу с 1 июля 2013 года положений пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, который был введен Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ.


На заметку

При реализации физическим лицам в розницу товаров по ценам с учетом скидок, эквивалентных сумме, накопленной ими при совершении предыдущих покупок, налоговая база по НДС определяется с учетом таких скидок (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 № Ф08-10984/2014 по делу № А53-20341/2013).


Изменению стоимости отгруженных товаров (выполненных работ или оказанных услуг) надлежит учитываться при расчете налоговой базы по НДС за тот квартал, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочного счета-фактуры (п. 10 ст. 154 НК РФ в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ).

Если покупатель получил от продавца премии (бонусы) за приобретение определенного объема товаров в период до 1 июля 2013 года, то обязанность по корректировке вычетов по НДС у него не возникает. В свою очередь у продавца отсутствует право на корректировку налоговой базы по НДС. При этом не имеет значения, предусмотрено ли условиями договора изменение стоимости отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса). Если в рассматриваемом случае стороны сделки при выплате премий (бонусов) самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства (то есть продавец скорректировал налоговую базу по НДС и сумму налога, а покупатель на эту же сумму налога соответственно уменьшил ранее заявленные налоговые вычеты), то они вправе не производить перерасчеты с бюджетом. Такой позиции придерживается ФНС России, проанализировав судебную практику по вопросам учета поощрений за выполнение определенных условий договора (письмо от 09.06.2015 № ГД-4-3/9996@). Стоит отметить, что судебная практика по налоговому учету скидок, премий (бонусов) спорная, и есть мнения арбитражных судов, не согласные с выводами ФНС России. Например, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 11.02.2015 № Ф09-9920/14 по делу № А50-6686/2014 сделал вывод, что размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, подлежит пропорциональному уменьшению с учетом полученных скидок в отношении сделок, осуществленных в 2009-2011 годах. Отметим, что в такой ситуации нельзя применять положения пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ в качестве нормы, имеющей обратную силу и вместе с тем устраняющей или смягчающей ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, поскольку рассматриваемый пункт 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ вступил в силу 1 июля 2013 года и применяется к хозяйственным операциям, осуществленным с этой даты (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.02.2015 № Ф08-140/2015 по делу № А32-37616/2013).

Скидка при покупке продовольственных товаров

Продовольственные товары с учетом премий облагаются НДС в особом порядке. Договор поставки продовольственных товаров может предусматривать включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого покупателю в связи с приобретением их определенного количества. Размер вознаграждения согласуется сторонами договора, включается в цену договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. При этом сумма вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Таким образом, суммы вознаграждений, предоставленные продавцом покупателю при достижении определенного объема закупок, не изменяют стоимость поставленных продовольственных товаров вне зависимости от условий договора. В связи с этим отсутствуют основания для корректировки налоговой базы по НДС у продавца. Покупателю также не нужно восстанавливать суммы налоговых вычетов. Такой вывод согласуется с мнением Минфина России, выраженном в письме от 07.09.2012 № 03-07-11/364.

Бонусы как безвозмездная передача товара

Если договорная цена товара не пересматривается, а остается прежней, при этом продавец за выполнение условий сделки предоставляет покупателю поощрение, то в этом случае под ним понимается бонус. Налоговый учет использования бонусов отличается от применения скидок. Допустим, в качестве бонуса покупатель получает оговоренное количество товара без дополнительной оплаты в случае приобретения им определенного его объема. В этом случае передача поставщиком товаров в качестве дополнения к основному товару (в частности, бонусов) без взимания отдельной платы подлежит обложению НДС. Поскольку такая передача признается осуществленной на безвозмездной основе, если только налогоплательщик не докажет, что цена основного товара включает стоимость дополнительно переданных товаров. При этом исчисленный с основной операции налог должен охватывать и передачу дополнительного товара (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). При реализации товара на безвозмездной основе налоговая база по НДС рассчитывается исходя из цен, которые определяются в порядке, предусмотренном статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 2 ст. 154 НК РФ). То есть при предоставлении в качестве бонуса дополнительного количества товаров, оплата которых не предполагается, продавцу следует исчислить в отношении этих товаров НДС исходя из рыночных цен. В рассматриваемом случае для расчета НДС можно взять цену, установленную в отношении единицы основного товара. Но это необходимо делать по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ в случае, если продавец не докажет, что в цену основного товара включена стоимость бонусных товаров.

Скидки в целях налогообложения прибыли

Положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ позволяет признать расход в целях налога на прибыль, если скидка предоставлена при выполнении условий договора. Поощрение покупателя возможно до и после поставок, если возникли экономические основания для такого поощрения. То есть, если имеется объективная связь, при которой поощрение предоставляется вследствие выполнения условий договора. Согласование поощрения после поставок само по себе не исключает признание поощрения в составе расходов. Более того, даже если расценивать поощрение покупателя в качестве уменьшения цены и выручки от продажи, подобное уменьшение также следует признать в налоговых целях, пока не доказано отсутствие его экономического смысла (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 09АП-18412/2015 по делу № А40-199817/14).

Фирма-продавец, не отразившая в договоре с покупателями условия о предоставлении скидок, затраты на скидки (бонусы) в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли учесть не вправе. К такому выводу пришел судья при рассмотрении вопроса об учете скидок по операциям, совершенным в 2010-2011 годах (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2014 № Ф05-13640/2014 по делу № А40-13473/14 (определением ВС РФ от 20.03.2015 № 305-КГ15-816 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства)).


Обратите внимание

Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 июля 2013 года, предоставление продавцом товаров их покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает для целей исчисления НДС стоимость отгруженных товаров. Исключением являются случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму предоставляемой премии предусмотрено договором.


В свою очередь у покупателя скидки (бонусы), полученные вследствие выполнения определенных условий договора, не связанные с изменением цены единицы товара, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). Такой вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2015 № Ф05-16896/2014 по делу № А40-122078/13).

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ датой получения внереализационных доходов признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг). Вместе с тем предусмотрено право налогоплательщика учитывать доход по дате осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления ему документов, служащих основанием для произведения расчетов (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При этом право выбора даты получения внереализационных доходов ограничено рамками отчетного (налогового) периода, в котором было передано имущество (выполнены работы, оказаны услуги). Таким образом, в случае неосуществления расчетов по договору или непредъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, датой получения внереализационных доходов в любом случае является последний день отчетного (налогового) периода. Эти положения необходимо учитывать для своевременного отражения в налоговом и бухгалтерском учете доходов в виде полученных бонусов, скидок и премий. Поскольку отражение компанией не в том налоговом периоде сумм скидок (бонусов, премий) приводит к занижению налоговой базы по налогу на прибыль (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 17АП-16559/2014-АК по делу № А71-7107/2014). А это в свою очередь грозит фирме доначислением сумм обязательных платежей в бюджет и штрафами по итогам налоговых проверок.

Екатерина Егорова, для журнала «Практическая Бухгалтерия»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Бухгалтерский учет: скидки и бонусы.

Налоговое оформление скидки

Вручаем клиентам "бонусный" товар: учет и оформление

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...