Расходы будущих периодов: особенности налогообложения

08.11.2012 распечатать

В НК нет понятия «расходы будущих периодов», но есть особый порядок признания некоторых из затрат. При этом расходы признаются для целей налогообложения не единовременно, а в течение определенного срока. Каковы другие особенности учета для этой категории расходов?

Налоговый учет

К «расходам будущих периодов» можно отнести траты: на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ), научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ), обязательное и добровольное страхование имущества(ст. 263 НК РФ), убыток от реализации амортизируемой собственности (п. 3 ст. 268 НК РФ). Другие траты учитываются в соответствии с требованиями статьи 272, 273 НК РФ.

Если из условий совершенной сделки нельзя четко определить, к какому периоду относятся расходы, то фирма имеет право самостоятельно распределить их по периодам, но сначала бухгалтеру следует закрепить порядок их распределения в «налоговой» учетной политике.

Учет «расходов будущего» для «упрощенцев»

При переходе на упрощенную систему ведения учета, остаток стоимости будущих расходов в полной сумме попадает в затраты и отражается в книге учета доходов и расходов. Такой порядок предусмотрен правилами применения УСН. Компания может уменьшить базу по единому налогу на сумму затрат, не учтенных по классической системе налогообложения, но это касается только тех «упрощенцев», у которых налоговой базой является сумма доходов, уменьшенных на величину расходов.

К «расходам будущих периодов» можно отнести траты: на освоение природных ресурсов, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, страхование имущества, убыток от реализации амортизируемой собственности.

На остатках расходов будущих периодов в бухгалтерском учете «упрощенцев», числятся, как правило, затраты на приобретение права пользования компьютерными программами, получение лицензий, страхование и т. д.

Компании, применяющие общий режим, списывают такие траты равномерно в течение определенного времени (например, помесячно в течение срока действия программы, лицензии, договора страхования и т. д.).

С изменением налогового режима возникает необходимость формирования базы переходного периода на 1 января того года, с которого организация будет применять УСН. Если фирма считала налог на прибыль по методу начисления, то важно определить, являются ли остатки по счету 97 оплаченными. Поскольку все неучтенные расходы, совершенные до перехода, уменьшают «упрощенный налог».

При переходе на упрощенную систему ведения учета, остаток стоимости будущих расходов в полной сумме попадает в затраты и отражается в книге учета доходов и расходов.

Если траты оплачены уже после перехода, то их следует учитывать в момент фактического перечисления средств (пп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Это происходит, потому что организации на основном режиме считают прибыль по методу начисления, а работая на УСН расходом признается только оплаченный документ (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поскольку «упрощенцы» сегодня избавлены от обязанности вести бухгалтерский учет, то у них нет оснований разделять расходы на будущие и текущие, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. А поэтому весь дебетовый остаток по счету 97 признается тратами в настоящем времени.

Восстановление НДС

Второй важный вопрос: нужно ли восстанавливать сумму принятого ранее к вычету налога? Право возмещения «входного» НДС возникает при соблюдении условий, определенных подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ: приобретенный актив или услуга должны участвовать в облагаемой НДС деятельности. Организации, применяющие УСН, плательщиками этого налога не являются, поэтому остаток будущих расходов не будет использован в учете (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Пункт 3 статьи 170 НК РФ обязывает компании при переходе на УСН восстановить НДС со стоимости оставшихся на балансе товаров (работ, услуг), а также с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Переходу подлежит сбор, принятый к вычету в классическом учете. Производятся эти действия накануне смены режима. Восстановленные суммы включаются в декларацию за последний квартал, в котором организация применяла общий режим. При этом сумма налога учитывается в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

В состав предстоящих расходов не стоит все-таки включать затраты на лицензирование, сертификацию продукции, отпускные работников, приходящиеся на следующий месяц, перечисления на ремонт основных средств при отсутствии на то резерва в компании.

Споры с налоговой

Очень часто у компаний возникает разногласие с фискалами в вопросе вычета НДС по расходам, относящимся к нескольким периодам. Сотрудники Минфина пояснили, что суммы сбора, предъявленные фирме по товарам (работам, услугам), расходы по которым в целях исчисления налога на прибыль не нормируются, а учитываются равномерно в течение определенного периода, принимают к вычету в полном объеме в общеустановленном порядке (Письмо от 05.10.2011 г. № 03-07-11/261). Таким образом, следует руководствоваться правилами, которые прописаны в статье 271 НК РФ.

В состав предстоящих расходов не стоит все-таки включать затраты на лицензирование, сертификацию продукции, отпускные работников, приходящиеся на следующий месяц, перечисления на ремонт основных средств при отсутствии на то резерва в компании. Эти суммы нужно учитывать в текущем периоде даже в том случае, если они способны значительно снизить финансовые показатели фирмы или вообще привести к убытку. Такой вывод можно сделать на основании Письма Минфина от 6 сентября 2011 года № 07-02-06/166. 

Ирина Сидорова, эксперт журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...