Как внести исправления в ЕГРЮЛ? (журнал "Расчет")

25.10.2012 распечатать

Способ исправления ошибки в Госреестре зависит от того, кем она была допущена и когда обнаружена. Учредителям нужно подходить к этой процедуре очень ответственно, иначе дело может дойти до суда. А если налоговики заподозрят компанию в намеренном искажении фактов – последствия будут крайне неприятными.

Среди оплошностей, допускаемых самими регистраторами, встречаются самые разнообразные: не совпадают фамилия или имя руководителя, адрес места нахождения или наименование юридического лица, паспортные данные участников, расхождение в кодах ОКВЭД и т.п. При этом сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (в том числе ошибочные), считаются достоверными до тех пор, пока в них не внесли исправления. Поэтому, даже имея на руках уже зарегистрированный устав с правильными данными, организации придется попотеть, чтобы доказать неточность в выписке из ЕГРЮЛ.

Что нужно сделать, чтобы исправить огрехи? Необходимо как можно скорее обратиться к руководству налоговой с соответствующим заявлением, написанным в свободной форме. Иногда его называют «письмом разногласий». Сообщите в нужную вам ИФНС о технической ошибке, допущенной ее сотрудниками при внесении в ЕГРЮЛ сведений о фирме, связанных с изменениями в учредительных документах. Далее укажите, какая именно информация неверна, и под каким номером она записана. После этого приведите правильные данные, подтвердив их документально. Например, если чиновник, занес ложные паспортные данные участника, приложите копии паспорта, устава и листов поданного ранее заявления. Всегда делайте себе копию этой нотариально заверенной бумаги, а также всех приложений. В конце напишите, что просите устранить допущенную техническую ошибку и выдать новое Свидетельство в связи с данным исправлением.

Заявление с приложенными копиями документов необходимо отнести или направить заказным письмом в канцелярию инспекции. Если вы воспользуетесь этим вариантом, попросите поставить на втором экземпляре бумаг штамп о их принятии.

Сроки исправления записи в ЕГРЮЛ

«Действительно, написать такое заявление – один из вариантов исправления ошибки в ЕГРЮЛ, – говорит московский адвокат Сергей Воронин. – Вопрос в том, насколько он эффективен».

В чем же его недостатки? Во-первых, срок рассмотрения такого документа может растянуться на несколько месяцев. Во-вторых, нет никаких гарантий, что заявление будет рассмотрено в вашу пользу. Иногда не спасает даже ссылка на статью 4 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ. В ней сказано, что при несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях, где документируются сведения из госреестра, приоритет имеют первые. Следовательно, если в поданном вами заявлении нет ошибки, оно имеет преимущество перед электронными данными.

Иногда у бизнесменов, «испортивших» госреестр, возникает мысль потребовать через суд не просто отмены решения о внесении в ЕГРЮЛ новой информации, а аннулирования самой записи в базе данных, сделанной на основании ошибочно заявленных сведений. Сразу отмечу – мнения о возможности проведения такой процедуры среди арбитров разделяются («за» – постановление Семнадцатого апелляционного суда от 12.05.2008 г. № 17АП-1800/2008-АК по делу № А60-29173/2005, «против» – постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 г. по делу № А56-30346/2010; постановление Восточно-Сибирского округа от 8.06.2005 г. № А19-28919/04-21-Ф02-2323/05-С2).

«В любом случае, судебные решения – это всего лишь мнения арбитров, – предупреждает юрист Сергей Воронин. – Что же до требований бизнесменов, то, вполне возможно, что определяющей ролью в их поступке является психологическое желание «уничтожить» неверную запись, так как с неправильным «показателем» – например, незаконно избранным директором при внутрикорпоративном конфликте, – их фирма вообще не работала. Поэтому, если вы хотите оставить в прошлом ошибочную запись в госреестре и можете доказать ее несостоятельность, не стоит настаивать на ее аннулировании, в котором вам, вполне возможно, откажут, а лучше прибегнуть к традиционной отмене решения».

«Для более оперативного решения проблемы, – подытоживает Сергей Воронин, – целесообразно признать ошибку своей, даже если в действительности она допущена работниками регистрирующего органа, и вместо описанного выше заявления подать тот же комплект документов по форме Р14001».

В словах адвоката, несомненно, есть рациональное зерно: пошлину при данной процедуре платить не надо, а время ожидания исправлений сокращается до пяти рабочих дней.

Арбитражная практика

Иногда случается так, что ревизоры вроде бы все сделали правильно, то есть четко перенесли в госреестр предоставленные предпринимателями данные. А спустя какое-то время, появляются владельцы бизнеса и начинают настаивать на том, что их компаньоны подали неверные сведения.

Что касается ответственности чиновников, они тоже могут понести наказание (ст. 2.4 КоАП). Невнимательным сотрудникам госреестра грозит штраф от одной до двух тысяч рублей, если они допускают огрехи, занося данные из принесенных заявителем документов в электронную базу (п. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). Более того, если действия инспектора препятствовали предпринимательской деятельности (отказ исправить данные в ЕГРЮЛ), то в рамках уголовного производства с него могут взыскать 200 тысяч рублей (ст. 169 УК РФ).

В случаях, когда предприниматели полны решимости доказать, что из-за чиновничьей ошибки в компании возникли неприятности, они могут попытаться обратиться в арбитраж с требованием возместить убытки, причиненные действиями невнимательных налоговиков.

Именно такая ситуация сложилась в компании «Магия цветов». Дама, являвшаяся руководителем фирмы и одним из двух ее учредителей, обратилась в налоговую с заявлением. Согласно ему, в фирме теперь оставался лишь один учредитель, владеющий всем уставным капиталом. Все приложенные к заявлению документы четко отражали переход доли от одного участника общества к другому. Сотрудники госреестра, как положено, внесли указанные исправления, после чего директор должна была остаться единственным участником компании.

А дальше произошло следующее. Желая привести в соответствие с новыми изменениями учредительные документы, директор оформила заявление по форме Р13001 с приложением (лист «Л»), где указала… двух участников с долей каждого в уставном капитале в размере пятидесяти процентов. Все это, опять же, сопровождалось протоколом общего собрания и уставом в новой редакции. Получив соответствующую выписку, бизнес-леди спохватилась и снова отправилась в налоговую – на этот раз с тем, чтобы исправить допущенную ею же «промашку».

Проблем не возникло. В тот же день налоговики снова внесли в ЕГРЮЛ запись, согласно которой прежняя информация признавалась ошибочной. При этом второй компаньон оказался исключен из состава участников общества.

Теперь настало время возмутиться «удаленному» участнику. Увидев последнюю выписку из госреестра, бизнесмен тут же обратился в арбитраж. В заявлении он потребовал признать внесение сведений, исключающих его из состава участников, незаконным. Недопустимым он счел как требование директора исправить сведения, так и тот факт, что налоговики пошли ей навстречу.

Арбитры первой инстанции (решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2011 г.), а вслед за ними и их коллеги из апелляции (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 г. по делу № А05-8024/2011) решили, что претензии бизнесмена к налоговикам вполне обоснованы. Ведь при подаче сведений о двух учредителях отсутствовали какие-либо несоответствия между информацией, содержащейся в заявлении (подписанному, между прочим, самим директором в присутствии нотариуса), и приложенными к нему документами: протоколом общего собрания участников и уставом в новой редакции.

Для более оперативного решения проблемы неверных данных в ЕГРЮЛ целесообразно признать ошибку своей, даже если она в действительности допущена работниками регистрирующего органа, и вместо заявления в произвольной форме подать тот же комплект документов по форме Р14001.

Однако такое решение не устроило женщину-руководителя, и она обратилась в кассацию. Изучив дело, кассационные арбитры не обнаружили изъяна в рассуждениях коллег. Они пояснили, что ошибка – это несоответствие информации в заявлении и приложенных к нему документах. Но в рассматриваемом случае все сведения аккуратно повторяли друг друга, и никаких других бумаг, из которых можно было бы сделать вывод об ошибочности этих данных, в налоговую предоставлено не было. В сложившейся ситуации речь шла уже не об исправлении неточностей, а об изменении самого существа правоотношений – положения учредителей и состава участников общества, но тогда и форма подаваемых документов должна быть другая.

Далее судьи напомнили, что любая внесенная в госреестр информация, в частности, о размерах и номинальной стоимости долей участников, считается достоверной до тех пор, пока она не будет опровергнута. А в рассматриваемом случае никаких документов на этот счет предоставлено не было.

При данных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о незаконности принятого Инспекцией спорного решения и совершенных ею оспариваемых действий (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.06.2012 г. по делу № А05-8024/2011).

Запрос в ЕГРЮЛ

Что и говорить, ситуация, в которой оказались участники фирмы – весьма неприятная. Однако при изложенных выше «исходных данных», предпринимателям, еще, можно сказать, повезло. Ведь налоговики вполне могли заподозрить, что директор надуманно искажала информацию для госреестра. А это уже считается административным нарушением, за которое руководителю грозит не только пятитысячный штраф, но и отстранение от ведения предпринимательской деятельности на срок до 3-х лет (ст. 14.25 КоАп РФ). Можно дать совет: если вдруг в вашей фирме произойдет подобная ситуация, и в заявлении на изменение сведений в ЕГРЮЛ вы допустите ошибку, которую можно расценить как подачу заведомо ложных сведений, попытайтесь как можно быстрее отвести от себя подозрения инспекторов.

Налоговики вполне могли заподозрить, что директор надуманно искажала информацию для госреестра. А это уже считается административным нарушением, за которое руководитель может поплатиться не только пятитысячным штрафом, но и отстранением от ведения предпринимательской деятельности на срок до 3-х лет.

Приведу пример из собственной практики. Мой коллега готовил пакет документов в налоговую для внесения изменению в госреестр из-за увеличения числа участников общества. Допустив опечатку, он указал большую сумму уставного капитала, чем она была в действительности. Чиновники без проблем зарегистрировали бумаги, и только потом обнаружилось расхождение. Опасаясь, как бы налоговики не сочли его опечатку заведомым искажением информации, я обратилась за консультацией к знакомой сотруднице самого госреестра. Она посоветовала собрать обычный комплект документов по форме № 14 с «правильными» бумагами, приложив к нему еще одну. Речь шла о специальном уведомлении, где в свободной форме надо было изложить создавшуюся ситуацию, и указать, что никакой выгоды из увеличенного «уставника» фирма не извлекла (не получала крупный кредит, не осуществляла никакой специфической деятельности). Знакомая сказала, что такие уведомления уже поступали к ним в отдел и начальство во всех случаях отнеслось к ошибкам предпринимателей вполне благосклонно, хотя были среди них и такие «опечатки», которые иначе как надуманной фальсификацией и не назовешь. И действительно – при приеме пакета бумаг с дополнением, рекомендованным сотрудницей реестра, инспекторы никаких неприятных вопросов не задавали, и уже через три рабочих дня уставный капитал нашей фирмы «уменьшился» до своих реальных размеров. Ни ревизоры при проверках, ни даже въедливые юристы банка не обратили никакого внимания на отраженный в выписке инцидент.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...