Отмена налоговых льгот - 2012 (журнал "Расчет")

24.10.2012 распечатать

В преддверии возможного кризиса страна затягивает пояс, и чиновники озаботились оптимизацией расходов бюджета. Первыми могут быть упразднены льготы, предоставленные различным категориям налогоплательщиков. Насколько сильно это ударит по их карману? Какие налоговые преференции будут отменены в первую очередь?

О перераспределении бюджетных средств известно уже давно, однако конкретные проекты по ликвидации льгот появились лишь недавно, напоминает адвокат юридической компании «Налоговик» Антон Соничев. Еще в 2010 году правительство поручило профильным ведомствам провести мониторинг эффективности послаблений для компаний и оценить их объем, который составил 1,063 трлн. рублей. Часть этих денег чиновники намерены вернуть в казну, чтобы закрыть дефицит средств. Кроме того, в ходе исследования было обнаружено, что некоторые установленные Правительством льготы никогда не использовались. Такой вывод был сделан специалистами Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Правда, председатель комитета Евгений Бушмин не стал уточнять, о каких именно преференциях идет речь. При этом некоторые эксперты считают излишними не только те привилегии, которые оказались невостребованными, но и вообще все. «Налоговых льгот в принципе не должно существовать, поскольку те, кто ими пользуется, оказываются как бы вне рынка, на особом положении, – говорит первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин. – Вместо этого должны быть спецрежимы для компаний, работающих в важных для экономики отраслях. К примеру, Китай успешно использует такую практику».

Отмена льготы по земельному налогу – одна из немногих инициатив, которая положительно скажется на бизнесе. Предприниматели смогут выкупить участки под строительство или взять их в аренду на длительный срок.

Последствия отмены налоговых льгот

Ненужными в России являются лишь некоторые льготы, остальными предприятия активно пользуются для снижения налоговой нагрузки. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Сергей Разгулин, выступая на налоговом форуме в июне этого года, заявил, что, согласно оценкам министерства, общая стоимость федеральных льгот за 2011 год составила порядка 700 млрд. рублей. В частности, более 100 млрд. рублей бюджет теряет от преференций по налогу на имущество для естественных монополий, еще около 100 млрд. стоят казне амортизационные премии, около 170 млрд. рублей – каникулы по НДПИ, 50 млрд. рублей – пониженная ставка налога на прибыль. В связи с этим, чиновник уточнил, что министерство финансов планирует отменить ряд послаблений. Полученные средства могут использоваться для введения новых преференций либо усиления действующих, а также применяться как резерв на случай неблагоприятного развития макроэкономической ситуации. По словам Разгулина, Минфин сейчас готовит предложения по изменению перечня льгот, после его формирования станет ясно, какие поблажки будут упразднены.

Но эксперты высказывают большие сомнения по поводу эффективности мер по отмене льгот. Есть опасения, что часть предприятий может уйти в тень или закрыться по причине снижения рентабельности. Максимальная сумма доходов бюджета от сокращения преференций составит 304 млрд. рублей, но на практике выгода окажется меньше. Специалисты оценивают дополнительные поступления в казну в 200 млрд., так как многим организациям будет проще уйти с рынка, чем возложить на себя лишние расходы. При этом чиновники не задумываются о побочных последствиях. Закрытие организаций, которые сегодня пользуются налоговыми послаблениями, стимулирует увеличение безработицы, и на содержание людей, оставшихся не у дел, государству тоже придется выделять деньги из бюджета. Поэтому эффект от ликвидации льгот может оказаться и вовсе нулевым.

Чиновники не задумываются о побочных последствиях. Закрытие организаций, которые сегодня пользуются налоговыми послаблениями, стимулирует увеличение безработицы, и на содержание людей, оставшихся не у дел, государству тоже придется выделять деньги из бюджета.

Сокращать преференции чиновников заставляет неблагоприятная экономическая ситуация, которая требует мер бюджетной экономии. Однако, - говорит замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая, если мы посмотрим на пример европейских государств, особенно жестко столкнувшихся с необходимостью беречь деньги, большинство из них направило свои усилия на сокращение расходов в собственной государственной системе. Так Италия и Испания урезали социальные выплаты, Франция – расходы на аппарат чиновников, Скандинавия ввела новую иммиграционную политику, которая сохранит рабочие места местному населению, налоги на роскошь и новые платежи для крупнейших предприятий, обладающих достаточным запасом прочности, Германия сочетает практически все эти направления. Но при этом страны стараются оставить на прежнем уровне меры поддержки малого и среднего бизнеса, наиболее болезненно переживающего кризис. Причем, особая роль отводится инновационным, IT, сельскохозяйственным предприятиям и небольшим производствам. Ведь компании этих отраслей сами по себе выполняют социальную функцию: дают рабочие места, обеспечивают развитие экономики, совершенствование технологий, занимаются разработкой проектов по снижению себестоимости продукции.

Проект закона

Российские чиновники решили пойти другим путем. В первую очередь обсуждается отмена преференций для небольших компаний. Сейчас в Правительстве рассматривается вопрос о ликвидации льгот по ставкам страховых взносов для малого неторгового бизнеса, IT-предприятий, СМИ, сельхозпроизводителей и других категорий (в том числе инновационных организаций, социальных НКО, участников «Сколково»). Для многих из них срок установленных послаблений заканчивается в 2014 году, и вполне возможно, что их продление станет предметом жарких споров, и уже к осени в этом вопросе появится конкретика. На упразднении сниженных ставок уплаты взносов такими категориями страхователей настаивают Минтруд и Минфин. Кроме того, власти в ближайшее время должны определить параметры бюджета ПФР на 2014 год, и если будет выявлен дефицит средств, то восполнять его будут с помощью отказа от льгот.

Многие чиновники сегодня заявляют о том, что щадящие ставки налогов были введены на время кризиса. Теперь пришло время их отменить. Ликвидация ряда преференций уже утверждена депутатами Приморского края и Архангельской области. Аналогичные решения в ближайшее время будут приняты и в Московской области.

Среди возможных мер в ФНС также обсуждается автоматический перевод компаний, зарабатывающих менее 60 млн. рублей на упрощенную систему налогообложения (6 процентов с выручки либо 15 процентов с прибыли). К слову сказать, такие финансовые результаты работы наблюдаются у 80 процентов организаций малого бизнеса. Эксперты полагают, что эта мера может оказаться губительной для многих фирм. Из-за невозможности возместить НДС контрагенты не захотят работать с «упрощенцами».

Из «интересных» предложений стоит отметить также отмену льгот для организаций, использующих труд инвалидов. Сегодня предприятия нанимают на работу людей с ограниченными физическими возможностями, а взамен от государства получают преференции по НДС и налогу на прибыль. Чиновники свою инициативу объясняют тем, что ради того, чтобы платить меньше денег в бюджет, компании оформляют прием на работу «мертвых душ». В действительности же инвалиды не работают на предприятиях, в то время как казна несет расходы за их «фиктивное» трудоустройство. Ликвидация этих преференций будет поддержана бизнес-сообществом только в том случае, если вместе с низкими ставками государство устранит и сами обязательства по найму сотрудников-инвалидов. В противном случае, многие предприятия откажутся брать к себе людей с ограниченными физическими возможностями, потому что для них требуется организовать рабочее место, обустройство которого стоит больших денег.

Региональные льготы

Не за горами и региональная инвентаризация льгот. Президент РФ Владимир Путин дал поручение навести порядок в распределении ответственности за преференции между федеральной и местной властью. На заседании Госсовета глава государства заявил: «Знаю, что с наполнением бюджета у субъектов РФ и муниципалитетов проблем немало. Но хочу отметить, что и в федеральном бюджете не все гладко. Здесь наши коллеги работают с утра и до ночи, для того чтобы сбалансировать доходы и расходы. Поэтому нужно завершить в ближайшие годы работу по разграничению полномочий, чтобы была ясность в вопросах закрепления за каждым уровнем власти стабильных источников доходов, в том числе за счет отмены льгот». Речь идет о налогах, платежи по которым организации уплачивают в региональный или муниципальный бюджет. Однако на уровне Правительства РФ компаниям даны послабления, ими пользуются организации в различных субъектах России. За счет таких преференций регионы недополучают средства. Поэтому данные льготы следует отменить, считает глава государства.

Предложение об уплате НДФЛ по месту жительства поступило от нового губернатора Московской области Сергея Шойгу. По оценкам экспертов от существующего порядка распределения налога только Подмосковье теряет 25–30 млрд. рублей в год.

Председатель совета Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин говорит, что регионам хочется подарить финансовую самостоятельность, но не за счет вливаний из федеральной части казны, а за счет сбора налогов. А для этого нужно сократить те преференции, которые опустошают «карманы» краев и областей страны.

Среди послаблений, которые могут быть устранены в ближайшее время – льготы по земельному налогу. Минфин предлагает ликвидировать установленные преференции уже с 2013 года. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов, отметив, что такие меры помогут стимулировать использование участков, которые сегодня фактически заброшены. Большая часть территорий находится в государственной собственности, и за них не платятся отчисления. Такая поблажка приводит к тому, что земля остается нетронутой, ведь таким образом собственность может сохранять свою стоимость годами, не требуя дополнительных вложений. Введение даже минимальных ставок налога для участков будет стимулировать чиновников на работу по анализу имущественного комплекса и возможную реализацию его части. Эти предложения будут подготовлены при разработке проекта бюджета на 2013–2015 годы. Пожалуй, отмена такой льготы – одна из немногих инициатив, которая положительно скажется на бизнесе. Предприниматели смогут выкупить участки под строительство или взять их в аренду на длительный срок.

Также положительно бизнес настроен по отношению к отмене льгот по налогу на имущество организаций, так как упразднение преференций коснется в первую очередь естественных монополий, которые за счет предоставленных послаблений имеют более благоприятные условия для развития. Бизнесмены считают инициативу чиновников справедливой, хотя такие выводы поспешны. Президент РФ призвал государственных служащих всех уровней быть крайне осторожными при отмене этих льгот, так как они могут спровоцировать рост тарифов на тепло, свет и газ, транспортировку грузов и другие услуги и товары естественных монополий. В этом смысле отмена преференций может оказаться миной замедленного действия для бизнеса, которому придется из своего кармана восполнить потери крупнейших предприятий.

Отмена льгот коснется не только предприятий. Также активно обсуждается возможность ликвидировать ряд преференций работников бюджетных организаций, ветеранов, инвалидов. Депутаты некоторых регионов отказываются от невостребованных ими привилегий, к примеру, проезда в общественном транспорте. Поэтому инвентаризация льгот идет по всем фронтам.

Давно обсуждается и необходимость повысить ставку НДФЛ и изменить порядок уплаты этого налога. Но если платежи в размере 13 процентов президент РФ Владимир Путин считает оптимальными, то его отношение к территориальному распределению средств не известно. Чиновники считают справедливым перевод отчислений с заработной платы сотрудников в ту территорию, где специалист зарегистрирован по месту жительства. Это решило бы проблему финансирования агломераций: когда один город используется для работы, а другой для проживания. Пока распределение налоговых отчислений внутри таких территорий неравномерно, основные денежные вливания получает населенный пункт, в котором находятся компании и предприятия, а «спальные» районы испытывают дефицит средств. Для того чтобы распределить НДФЛ, потребуется создать удобную для компаний систему перечисления налога в нужный населенный пункт. Пока реальных идей предложено не было.

Сроки реализации проекта

Отменять налоговые льготы будут постепенно, так как их ликвидация может привести к негативным последствиям: закрытию компаний, росту безработицы, повышению тарифов. Насколько затянется «перетряхивание» преференций, сказать трудно. Минфин планирует составить представление о необходимости изменений к середине осени 2012 года.

Ведущий инвестиционный консультант УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский говорит: «Так или иначе, но копейка рубль бережет. И государство все же будет избавляться от «ненужных» льгот в течение нескольких следующих лет». Это принесет пользу бюджету, только если появившиеся средства пойдут не на увеличение аппарата, а на предусмотренные статьи расходов, ради которых и предлагалось убрать послабления для бизнеса.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.