Как проходит выездная налоговая проверка

05.06.2012

Выездники проверяют только те фирмы, которые соответствуют определенным критериям риска. И проверка начинается задолго до прихода контролеров, поскольку они постоянно анализируют деятельность и ищут «слабые» места. Так вот мы решили рассказать о процессе проведения выездной проверки с самого начала, ведь избежать проблем гораздо легче, чем потом решать их.

У истоков выездной налоговой проверки

Одним из самых эффективных методов налогового контроля безусловно является выездная налоговая проверка. Упоминание о ней даже у самых «закаленных» бухгалтеров вызывает некоторое беспокойство, а иные и вовсе на грани паники.

А так ли страшен черт, как его малюют? Чтобы дать ответ на этот вопрос, прежде всего необходимо знать, каков порядок проведения выездной налоговой проверки и какие при этом существуют у фирм права и обязанности. Также неплохо будет узнать некоторые процессуальные моменты и какое значение они могут иметь в перспективе.

Это важно

Бытует мнение, что названия фирм, включенных в план проверки, можно заранее посмотреть на сайте ФНС. Но это не так. Список кандидатов – это документ сугубо для служебного пользования, и публикации он не подлежит.

В последнее время высшее руководство налоговой службы постоянно отмечает снижение количества выездных налоговых проверок. Вместе с тем их качество и эффективность растут. С чем это связано? Прежде всего с теми мерами, которые предпринимаются налоговым ведомством, и постоянным совершенствованием как законодательства, так и методов контроля.

Так, для повышения эффективности проведения контрольных мероприятий была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). Целью данной концепции является создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышение дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.

Предпроверочный анализ

Выездная налоговая проверка начинается задолго до того момента, когда налоговики постучали к вам в дверь. Перед тем как открыть проверку в той или иной организации, проделывается огромный объем работы. А именно, проводится предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее контрагентов. Анализируется вся информация, которой располагает инспекция, как внутренняя, так и внешняя.

Внутреннюю информацию инспекторы получают самостоятельно, в процессе деятельности. Это могут быть и результаты ранее проводимых камеральных проверок, и проверки отдела оперативного контроля, и, наконец, декларации по налогам самой организации. Внешние источники информации – это, как правило, различные контролирующие госорганы и правоохранительные органы, с которыми есть соглашения об обмене информацией.

Так, еще на стадии сбора информации инспекторы могут направить запрос в банк о движении денег по расчетным счетам организации. Обычно из выписки становится понятно, по каким контрагентам стоит сделать встречные проверки, а какие могут быть аффилированными лицами. А уж если кто-то из партнеров имеет признаки «однодневки», то вероятность «встречать гостей» возрастает в разы.

Опасный момент

Приоритет на включение в план проверок имеют те организации, по которым у налоговиков есть информация об участии их в схемах ухода от налогообложения или схемах необоснованной минимизации обязательств.

Но это далеко не все источники. Довольно часто налоговики используют информацию из неофициальных источников. Это, например, могут быть уволенные недовольные сотрудники компании, а иногда и конкуренты фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет-ресурсах или средствах массовой информации.

На основании полученных результатов уже идет отбор кандидатов на включение в план проверки, который налоговики утверждают в вышестоящем налоговом органе.

На что же опираются налоговики, когда решают: включить фирму в план проверки или нет? Прежде всего это критерии риска, которые прописаны в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Отметим, что Концепция – это документ, где изложен общий подход к проведению налогового контроля. И единая, открытая и понятная для налогоплательщиков и налоговых органов система планирования выездных проверок базируется на определенных принципах, к которым относятся:

  • режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; – своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
  • неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
  • обоснованность выбора объектов проверки.

Первый из приведенных принципов реализован в Концепции следующим образом. Критерии риска, изложенные в документе, являются по определению общедоступными. Поэтому все организации могут самостоятельно оценить результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и определить, насколько вероятно включение их в план проверки. Кроме этого, подтвердить добросовестные намерения и снизить риск быть включенным в кандидаты на визит налоговиков могут те организации, которые самостоятельно исправят допущенные ошибки, исключат из деятельности операции с высокими налоговыми рисками и уточнят обязательства.

Еще одним из инструментов предпроверочного анализа можно назвать специальную базу данных «Взаимозависимые лица». С помощью этой базы наглядно, в виде схемы, отображаются все аффилированные лица с интересующей организацией. Также там указаны все фирмы, которые так или иначе связаны с компанией. При этом схема содержит информацию о размерах уставных капиталов, долях участия в них, степени родства и подчиненности учредителей – физических лиц, а также информацию о руководителях фирм, их смене и изменении состава участников взаимозависимых организаций.

Критерии отбора

Как уже отмечалось, в Концепции содержатся общедоступные критерии отбора компаний на проверку. Но стоит отметить, что если деятельность фирмы соответствует одному или сразу нескольким критериям, то это не означает, что с проверкой придут именно к вам. Ведь такое совпадение в принципе не порождает каких-либо негативных правовых последствий для организации. Это объясняется тем, что план проверки подлежит защите и утверждению по каждой отдельно взятой организации. В процессе обсуждения плана оценивается не только соответствие критериям риска, но и потенциал проверки. То есть объективная возможность не только доначислить серьезные суммы, но и суметь их взыскать или передать материалы проверки в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Это интересно

На практике налоговики не всегда успевают обновить данные о показателях налоговой нагрузки. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены показатели налоговой нагрузки.

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков перечислены в разделе 4 Концепции. Ими могут являться нижеперечисленные обстоятельства, но это далеко не исчерпывающий список. Они приводятся для того, чтобы компании могли самостоятельно оценить налоговые риски своей деятельности.

Итак, к критериям отбора относятся:

  • налоговая нагрузка у организации ниже среднего уровня по конкретной отрасли (по виду экономической деятельности). Рассчитывается она как отношение суммы уплаченных налогов и выручки организаций по данным Росстата. Показатели налоговой нагрузки содержатся в Приложении № 3 к приказу № ММ-3-06/333@. Кстати, совсем недавно были внесены некоторые изменения в данный приказ. Кроме всего прочего были установлены обновленные показатели налоговой нагрузки за 2011 год (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/ 297@);
  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более календарных лет;
  • значительные суммы вычетов по налогам за последние 12 месяцев. Критической отметкой является доля вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 89 процентов и более;
  • темп роста расходов опережает темп роста доходов организации. Этот критерий применяется к плательщикам налога на прибыль. Сравниваются темпы роста показателей по данным налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже, чем в среднем по виду экономической деятельности в регионе. Информацию об уровнях зарплат можно найти на сайте www.gks.ru;
  • для спецрежимников неоднократное (два и более раз в течение года) приближение к предельному значению показателей (менее чем на 5 процентов), дающих право применять специальные налоговые режимы;
  • для предпринимателей будет критичным отражение суммы расходов, максимально приближенной к сумме доходов. На бизнесмена обратят внимание, если доля профессиональных вычетов в структуре доходов превысит 83 процента;
  • деятельность строится в основном на договорах с посредниками-перекупщиками (цепочками посредников) и не имеет разумной экономической и деловой цели. При этом налоговики ориентируются на известное постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, в котором описаны обстоятельства, свидетельствующие о получении необоснованной выгоды;
  • непредставление пояснений по фактам выявления несоответствия показателей деятельности предприятия. Например, в ходе камералки налоговики выявили ошибки или какие-либо противоречия в сведениях, они высылают уведомления о представлении пояс нений. А вот когда их не получают, то обычно пишут служебную записку в отдел выездных проверок, чтобы на фирму обратили должное внимание;
  • «миграция» между налоговыми органами. Если фирма неоднократно (два раза и более) меняет место налогового учета;
  • значительное отклонение (в сторону уменьшения на 10 процентов и более) уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по статистическим данным. Показатели рентабельности содержатся в Приложении № 4 к приказу № ММ-3-06/333@ (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@);
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. При оценке характера деятельности с высокими налоговыми рисками обычно учитывается отсутствие:
  • личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении контрагента;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, сайта контрагента, номеров телефонов, деловой переписки и др.);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Как начинается налоговая проверка, сколько времени она длится, а также как можно приостановить проверку. Об этом вы узнаете здесь

Д. Начаркин, редактор-эксперт 

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное