Как вести раздельный учет

23.05.2012

Изучим проблемы ведения раздельного учета и найдем способы их решения.

Согласно налоговому кодексу, организации должны вести раздельный учет: если у них есть обслуживающие производства, в случаях передачи имущества в доверительное управление и при продаже долгов. Однако из норм НК не всегда понятен порядок действий специалистов учета в подобных ситуациях.

Обслуживающие производства

В соответствии с пунктом 2 статьи 274 НК, на фирме должны вести раздельный учет, если у компании есть обслуживающие производства, к которым относятся: подсобные хозяйства, объекты ЖКХ, учебные и культурные подразделения. У организации есть возможность учесть убыток, полученный сопутствующим производством, в общей налоговой базе, если цены на оказанные услуги отличаются от рыночных не более чем на 5 процентов. Когда в регионе, где ведет деятельность предприятие или обслуживающее производство, нет специализированных фирм, предоставляющих аналогичные услуги или товары, предприятию нужно учитывать расходы в пределах нормативов, установленных региональным правительством. При сравнении стоимости бухгалтер учитывает продукцию, реализованную как собственным сотрудникам, так и посторонним.

Если же после анализа цен обнаружатся существенные различия с предложениями компаний, то предприятие должно учитывать полученный сопутствующим производством убыток в течение 10 лет, до тех пор, пока он не будет покрыт прибылью.

Организации с обособленными подразделениями определяют налог по дополнительной деятельности отдельно от базы по обычным операциям. При этом расходы на содержание обслуживающих производств являются комплексными, то есть включаются затраты на проведение всех видов ремонта, электроснабжение, отопление, водоотвод, амортизационные отчисления.

Несмотря на то что в НК нет ограничений на включение произведенных затрат на починку ОС, расходы на ремонт подсобных хозяйств учитываются обособлено. В аналитический учет нужно включать стоимость запасных частей, расходных материалов, издержек на оплату труда проводивших ремонт отдельно от основной деятельности.

В случае прекращения действия кредитного договора до истечения отчетного периода у фирмы образуется доход, который включается в текущую базу по налогу на прибыль.

Статьей 260 НК предусмотрена возможность создания резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, который можно потратить на восстановление сопутствующих хозяйств. Нужно помнить, что размер отчислений в этот запас определяется без учета обслуживающих производств.

Отношения на доверии

Доверительное управление — это временное владение имуществом на основе договора для получения дохода в интересах собственника. Объектами могут быть недвижимость, ценные бумаги, права, в том числе исключительные и другие активы. Правила формирования доходов и расходов у участников сделки зависят от того, кто будет получателем дохода. Такой порядок установлен статьями 276 и 332 НК.

У собственника имущества по итогам сделки может возникнуть положительный или отрицательный результат. Убыток возможен из-за погашения кредитов и прочих долгов, которые были взяты для покупки актива. Такие затраты не уменьшают расчетную базу по налогу на прибыль.

Полученные суммы после возврата имущества также не признаются доходом. В то же время при прекращении контракта доверительного управления собственность может быть передана новому владельцу, и такая операция считается обычной реализацией, которая облагается налогом на прибыль.

Все суммы, которые можно признать доходом владельца собственности, нужно учитывать как внереализационные поступления, такой порядок определен пунктом 3 статьи 276 НК. Расходы, связанные с исполнением договора доверительного распоряжения имуществом, включая амортизацию активов, а также вознаграждение временного владельца, признаются внереализационными затратами учредителя.

Учет у управляющей собственностью фирмы ведется на основании статьи 332 НК. Согласно этой норме, доверительный распорядитель должен вести учет поступлений отдельно от доходов, полученных в виде вознаграждения в разрезе каждого договора управления.

Выручка от реализации долга определяется как стоимость имущества, причитающегося фирме при последующей уступке права требования.

Организация, получившая активы в пользование признается плательщиком налога на прибыль, если для нее установлено вознаграждение по окончании операции. Переданная собственность не считается доходом в момент ее получения и расходом при возвращении. При этом информация в аналитическом учете должна содержать данные о дате вступления в силу и дате прекращения договора доверительного управления, о стоимости и составе полученного имущества, а также порядок и сроки расчетов по сделке. Если условия контракта предусматривают осуществление управления имуществом в интересах третьего лица – выгодоприобретателя – необходимо раздельно учитывать траты и поступления по операциям с учредителем договора распоряжения и получателем прибыли.

Расходами доверительного управляющего могут быть признаны издержки, непосредственно произведенные им для исполнения соглашения, но не возмещенные учредителями.

В случае заключения контракта простого товарищества доходы, полученные компаниями, включаются в состав внереализационных доходов. Убытки кооперации не распределяются между его участниками и при учете прибыли ими не принимаются. Таким образом, организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов от совместной деятельности.

Продажа долга

Третий сложный случай учета налога на прибыль – продажа долга. Организации, применяющие метод начисления, при осуществлении операций по уступке права требования определяют налоговую базу по прибыли, согласно статье 279 НК. Так в соответствии с пунктом 1 статьи 279 НК при продаже долга третьему лицу до наступления срока платежа, предусмотренного договором, отрицательная разница между доходом от реализации задолженности и стоимостью реализованной продукции признается убытком фирмы. При этом размер убытка не может превышать суммы процентов, которую предприятие уплатило бы с учетом требований статьи 269 НК РФ, а именно по рыночным условиям в конкретном регионе. Если же сравнить не с чем, то предельная величина процентов, признаваемых затратами, равна значению, установленному контрактом, но не превышающему ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях или с коэффициентом 0,8 по операциям в валюте.

Выручка от реализации долга определяется как стоимость имущества, причитающегося фирме при последующей уступке права требования. При определении налоговой базы бухгалтер вправе уменьшить доход, полученный от сделки, на издержки покупки указанного права требования.

Несмотря на то, что в НК нет ограничений на включение произведенных затрат на починку ОС, расходы на ремонт подсобных хозяйств учитываются обособлено.

Также на предприятии должны вести раздельный учет по налогу на прибыль при покупке или продаже товарных или коммерческих кредитов, займов, вкладов, банковских счетов или иных заимствований.

Расходом в таких случаях признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида. При этом должно быть выполнено одно условие – размер отчислений не должен существенно отклоняться от среднего уровня ставок в регионе. Иначе необходимо рассчитывать издержки согласно статье 269 НК.

В случае прекращения действия кредитного договора до истечения отчетного периода у фирмы образуется доход, который включается в текущую базу по налогу на прибыль. Если же соглашение заключено на срок более одного отчетного периода, стоимость его реализации определяется исходя из суммы основного долга и процентов, начисленных до продажи в соответствии с правилами, обозначенными статьей 271 НК. В таком случае у фирмы получится убыток, который будет списываться в следующем порядке:

  • 50 процентов включается в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
  • 50 процентов учитывается по истечении 45 календарных дней со дня продажи долга. 

Сергей Пронин, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное