Годовая бухгалтерская отчетность: учет расходов на публикацию

04.05.2012

Некоторые организации, хотят они того или нет, вынуждены публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Для других же это мероприятие – изъявление личной инициативы. В любом случае бухгалтеру как-то такие расходы придется учитывать. Оказывается, делается это разными организациями неодинаково.

Годовая бухгалтерская отчетность любой организации является открытой для заинтересованных пользователей. Среди таковых могут быть не только ее владельцы, но также банки и другие кредитные учреждения, инвесторы, кредиторы, контрагенты и другие лица. Все они вправе ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

В свою очередь организация просто обязана обеспечить возможность для заинтересованных лиц ознакомиться с ее бухотчетностью. Это требования законодательства, которые закреплены пунктом 42 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н) и пунктом 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение № 34н).

В ряде случаев компании должны ее публиковать. Причем публикации подлежит также итоговая часть аудиторского заключения (п. 45 ПБУ 4/99, п. 90 Положения № 34н).

Бухгалтерская отчетность может быть: – опубликована в газетах и журналах, доступных ее пользователям; – распространена среди них в брошюрах, буклетах и других изданиях; – передана территориальным органам госстатистики по месту регистрации для представления заинтересованным пользователям.

Вопрос в сроках

В общем случае публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (п. 46 ПБУ 4/99).

Отдельно сроки установлены для открытых акционерных обществ, банков и других кредитных организаций, страховых организаций, бирж, инвестиционных и иных фондов, создающихся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов). Подобные организации публикуют годовую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (ст. 16 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, п. 90 Положения № 34н).

Отметим также, что организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность. На данное мероприятие отведено 30 дней со дня ее представления установленным пользователям (ст. 7 Закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ).

Особняком стоят кредитные организации. Они публикуют годовой отчет и консолидированную отчетность (для банковской группы) не позднее 10 рабочих дней после дня проведения годового общего собрания акционеров (участников), утвердивших отчетность (указания Банка России от 20 января 2009 г. № 2172-У).

Открытые акционерные общества в обязательном порядке публикуют бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков). Публиковать бухгалтерский баланс они могут по сокращенной форме.

Вместе с бухгалтерской отчетностью ОАО публикуют информацию о результатах аудита бухгалтерской отчетности. Аудит должен быть проведен независимым аудитором или аудиторской фирмой.

Допустим, бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам. Тогда вместо полного текста итоговой части аудиторского заключения публикация должна содержать мнение (оценку) стороннего специалиста по аудиту о достоверности бухотчетности. Если общество публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения.

Учитываем расходы

В бухгалтерском учете затраты на публикацию рассматриваемой отчетности являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Причем расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, включая траты на подготовку, издание и рассылку по почте специальной брошюры или буклета с бухотчетностью, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством.

А вот суммы возмещения расходов на копирование и пересылку отчетности, поступающие от заинтересованных пользователей, зачисляются на счет прибылей и убытков.

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности уменьшают налогооблагаемую прибыль, только если обязанность подобного мероприятия возложена на компанию законодательством. В этом случае расходы списывают как прочие на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Публикация по собственному желанию

Казалось бы, те фирмы, которые публикуют свою годовую бухгалтерскую отчетность по собственной инициативе, признавать соответствующие расходы не смогут. Во всяком случае, отражать затраты как прочие расходы.

Особые правила

Для фирм, которые публикуют свою годовую бухгалтерскую отчетность по собственной инициативе, есть лазейка для списания затрат. Если отчетность была опубликована таким образом, что ее можно отнести к рекламе, списать расходы можно будет в полном объеме.

Впрочем, в данном случае есть лазейка. Затраты на публикацию можно попробовать отнести на рекламные расходы на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. При этом важно, чтобы публикуемая информация соответствовала критериям рекламы.

Напомним, что под рекламой в целях налогообложения подразумевается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Но главное – она должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такой признак означает отсутствие в рекламе указания о неких лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. Об этом говорится в письмах ФАС России от 5 апреля 2007 г. № АЦ/4624 и ФНС России от 25 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/ 348@.

Вполне логично, что при адресной рассылке брошюр и буклетов с годовой бухгалтерской отчетностью среди ограниченного круга лиц (например, только акционерам на общем собрании) расходы на публикацию и распространение отчетности учесть будет нельзя.

Если отчетность была опубликована таким образом, что ее можно отнести к рекламе, списать расходы можно будет в полном объеме. Дело в том, что рекламные мероприятия через СМИ, в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению, и информационно-телекоммуникационные сети уменьшают налогооблагаемую прибыль без нормирования (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Впервые для бухгалтеров разработан уникальный сервис: интернет-поддержка бухгалтеров в период сдачи годового отчета. Все, что уже изменено по отчету и все, что изменится в дальнейшем, - вы найдете на сайте:

buhgod.ru

Специально для бухгалтеров появилось приложение «Годовой отчет». Сервис поможет проверить, всё ли учтено при подготовке годового отчета, и ответить на вопрос, можно ли сдавать отчет в налоговую.

Скачать приложение «Годовой отчет»

В.А. Лялин, налоговый консультант 

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA