Сдаем расчеты по налогу на имущество за I квартал 2012 года

13.04.2012

Сдавать расчеты по налогу на имущество фирмы должны не позднее 30 дней по окончании каждого отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев). Однако в этом году 30 апреля – это выходной день, согласно постановлению Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 581. Следовательно, крайний срок сдачи расчета авансовых платежей по «имущественному» налогу за I квартал истекает 2 мая 2012 года. Но два дня погоды не делают, так что нужно поторапливаться.

Обратите внимание: отчитываться нужно по форме расчета, приведенной в приказе ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895. Хоть форма расчета и утверждена новым приказом, по сути она осталась прежней. Но перед тем как заполнять расчет, надо разобраться: с каких объектов платить налог на имущество и как его считать. Также полезно выяснить, имеет ли компания право на льготы и куда сдавать расчет в различных обстоятельствах.

За что платим?

Напомним, что налогом на имущество облагаются основные средства, признаваемые таковыми согласно правилам бухгалтерского учета (ст. 373, 374 НК РФ). Иными словами, это все те активы, которые отвечают двум условиям. Во-первых, находятся в собственности организации. Во-вторых, отражены на счетах 01 и 03. Учитывают такие ценности согласно ПБУ 6/01 и Методическим указаниям по учету ОС (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, далее – Методические указания).

Таким образом, если фирма взяла, например, здание в аренду, то платить налог на имущество она не будет. Не должен рассчитывать данный налог и лизингополучатель. Но только если предмет лизинга числится на балансе лизингодателя. Когда же лизинговое имущество согласно условиями договора учитывается на балансе лизингополучателя, именно он будет начислять налог. Ведь при таком раскладе актив компания учитывает на счете 01.

Отметим, что налогом облагается как движимое, так и недвижимое имущество. Соответственно, предприятие, которое является собственником только легковых или грузовых автомобилей, все равно должно платить налог на имущество. Дело в том, что транспортные средства являются основными средствами (и по критерию стоимости, и по сроку службы). Но ведь с машин нужно платить транспортный налог. Получается, что возникает двойное налогообложение? На самом деле нет. Это подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 14 декабря 2004 г. № 451-О.

Еще один важный момент. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не облагаются налогом на имущество. Это прямо предусмотрено подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ. Тот факт, что такие активы считаются основными средствами в соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01, не важен.

Есть и еще одно особое правило. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ. Таково требование пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ.

Отдельно скажем про недвижимость, капитальные вложения по которой завершены, но право собственности еще не зарегистрировано. По таким объектам амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Данные здания и сооружения принимаются к бухучету в качестве ОС. Их отражают на отдельном субсчете к счету 01 или 03. Таково требование пункта 52 Методических указаний, действующее с начала 2011 года. Так что сэкономить на налоге на имущество, сославшись на отсутствие госрегистрации Росреестром прав на объект, не удастся.

Как считаем?

Налог на имущество, равно как и авансовые платежи, считают традиционным способом. То есть базу по налогу перемножают с его ставкой. Базой для расчета авансов является средняя стоимость имущества за отчетный период (п. 4 ст. 376 НК РФ). В случае с I кварталом ее рассчитывают по следующей формуле:

НБ = (ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4): 4, где

НБ – средняя стоимость имущества за отчетный период (налоговая база);

ОС1 – остаточная стоимость на 1 января 2012 года;

ОС2 – остаточная стоимость на 1 февраля 2012 года;

ОС3 – остаточная стоимость на 1 марта 2012 года;

ОС4 – остаточная стоимость на 1 апреля 2012 года.

А если компания купила основное средство и ввела его в эксплуатацию, например, в январе 2012 года? Тогда на 1 января остаточная стоимость будет равна нулю. А на 1 февраля надо взять первоначальную стоимость объекта. Ведь именно с этого дня стали начислять амортизацию по активу. Но считать базу все равно надо как обычно: сложить все показатели на 1 числа месяцев и поделить сумму на 4.

Отдельно стоит упомянуть про основные средства, которые полностью самортизированы к началу 2012 года. То есть остаточная стоимость уже равна нулю. Однако если компания продолжает использовать такие объекты, они по-прежнему учитываются на счете 01 или 03. Значит, расчет по налогу на имущество за I квартал придется сдать. Просто в нем будут прочерки (если, конечно, у фирмы нет иных ОС). На этом акцентируют внимание чиновники из ФНС России в письме от 8 февраля 2010 г. № 3-3-05/128. Сдавать «нулевки» придется до тех пор, пока организация не спишет объект с учета в соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01.

Куда сдаем?

Согласно пункту 1.2 Порядка расчет следует представлять в следующие налоговые инспекции:

  • по месту нахождения российской организации;
  • по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
  • по месту нахождения недвижимого имущества;
  • по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (далее – ЕСГС);
  • по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

Конечно, если все ОС расположены по одному адресу, то вопросов не возникает. Сдавать расчет нужно только в одну инспекцию. А если на территории Москвы или Подмосковья у фирмы не одно здание, а два или три? Да еще и расположены они все в разных районах либо городских округах. То есть предприятие стоит на налоговом учете в разных местах по разным основаниям.

В столице все просто. Сумма налога и авансовых платежей по нему целиком зачисляется в бюджет г. Москвы. Ее не раскидывают по отдельным районам на основании статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64. Соответственно, и расчет нужно заполнять всего один, руководствуясь пунктом 1.6 Порядка. Код ОКАТО нужно указывать по месту нахождения головного офиса. Аналогичным образом рассуждают и представители УФНС по г. Москве (см. письма от 8 июля 2011 г. № 16-15/066539@, от 8 сентября 2011 г. № 16-15/086949@).

Обратите внимание: в Подмосковье ситуация иная. В законе Московской области от 21 ноября 2003 г. № 150/2003-ОЗ не закреплено правило о зачислении всей суммы налога (авансовых платежей) в бюджет региона. Значит, если ОС компании расположены по разным адресам, одним расчетом отделаться не удастся.

Льготный «проезд»

Льготы бывают двух видов: федеральные (прописаны в статье 381 НК РФ) и региональные, которые устанавливают власти субъектов на свое усмотрение. С федеральными льготами все довольно просто. От налогообложения освобождается такое-то имущество. Например, ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания. Либо имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий. Причем налог не нужно платить вообще.

А вот с региональными льготами ситуация более интересная. В столице поблажки установлены статьей 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64. В частности, коммерческие организации освобождаются от уплаты налога с имущества, предназначенного для хранения жидких и твердых противогололедных реагентов. Не нужно начислять налог и если в собственности компании многоэтажные гаражи-стоянки. Причем льгота действует, даже если такого рода объекты фирма сдает в аренду.

Что касается Подмосковья, то для этого региона льготы прописаны в Законе Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ. Остановимся на самых интересных поблажках. Так, НКО и организации народных художественных промыслов вправе уменьшать сумму налога на имущество на 50 процентов. Те же фирмы, которые выполняют за счет средств бюджета Московской области и местных бюджетов работы по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции областных и муниципальных дорог и дорожных сооружений в населенных пунктах Московской области имеют право уменьшать налог на 25 процентов. Кстати, если компания занимается производством и (или) реализацией подакцизных товаров, то на льготы в Подмосковье она претендовать не вправе.

Без права на ошибку

Наконец, переходим к заполнению собственно Расчета

Раздел 2 «Исчисление суммы авансового платежа в отношении имущества российских организаций» заполняется отдельно в отношении разного имущества (п. 5.2 Порядка). Например, активов, расположенных по месту нахождения головного офиса и обособленного подразделения. Значит, может быть несколько Разделов 2. Чтобы идентифицировать объекты, заполняют специальные коды согласно Приложению № 5 к Порядку. В большинстве случаев ставят код «3».

Поскольку алгоритм заполнения Раздела 2 остался прежним, не будем его подробно описывать. При желании его можно прочитать в главе V Порядка.

Пример

На балансе ООО «Омерта» числится производственное оборудование (ОС). По состоянию на 1 января 2012 г. его остаточная стоимость составляет 350 000 рублей. В бухгалтерском учете применяется линейный метод начисления амортизации и ежемесячно списывается 8000 рублей. В таком случае средняя стоимость имущества за I квартал 2012 года составит:

338 000 руб. = (350 000 руб. + 342 000 руб. + 334 000 руб. + 326 000 руб.) : 4

ООО «Омерта» зарегистрировано в г. Мытищи Московской области. В соответствии с Законом МО от 21 ноября 2003 г. № 150/2003-03 ставка налога на имущество составляет 2,2 процента. ООО «Омерта» является организацией художественного народного промысла. Фирма применяет льготу согласно статье 19 Закона МО от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ. То есть уменьшает налог на имущество и авансовые платежи на 50 процентов со всей остаточной стоимости оборудования.

Пример заполнения Раздела 2 расчета

Раздел 1 «Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет» включает в себя семь блоков, заполняемых по каждому месту уплаты налога. В каждом из них предусмотрены одни и те же 3 строки: 010, 020 и 030. Начинать лучше со строки 030 – в ней указывается сумма авансового платежа по налогу, подлежащего уплате в бюджет по месту представления расчета по соответствующим кодам ОКАТО и КБК.

В строке 010 запишите код ОКАТО, по которому подлежит уплате авансовый платеж, указанный в строке 030 одного из семи блоков. В строке 020 отражается код бюджетной классификации, по которому подлежит зачислению сумма согласно строке 030 данного блока. На 2012 год для текущих платежей по налогу на имущество с основных средств, не входящих в единую систему газоснабжения, установлен единый КБК: 182 1 06 02010 02 1000 110. Если же объект входит в ЕСГС, КБК немного другой: 182 1 06 02020 02 1000 110 (приказ Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н).

К слову сказать, что в конце раздела 1 расчета в графе «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна стоять подпись руководителя организации или уполномоченного представителя компании. Рядом с ней ставится дата подписания расчета.

Посмотреть образец заполнения Раздела 1 расчета

Наконец, переходим к титульному листу. Здесь по традиции отражаются сведения, которые есть на «обложке» любой налоговой отчетности. В частности, фиксируются: ИНН и КПП организации; отчетный период (согласно Приложению № 1 к Порядку для I квартала код «21»). Также пишутся: отчетный год («2012»); 4-значный код инспекции, в которую представляется расчет; код ОКВЭД; номер контактного телефона; общее количество страниц, входящих в состав расчета и документов, приложенных к нему, и др. В отдельной графе указывают специальный код в случае реорганизации или ликвидации фирмы. Есть и графы для ИНН/КПП реорганизованного предприятия. Если же эти данные для вашей компании не актуальны, проставьте в соответствующих графах прочерки.

Тамара Петрухина, налоговый консультант 

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA