Какие ведомства принимают электронную отчетность

17.04.2012

Все привыкли, что отправка отчетности по ТКС упрощает общение с налоговой. Но на этом возможности электронного документооборота не ограничиваются. Мы узнали, какие учреждения и ведомства начали работать по «электронке» в последнее время.

Росстат

Одно из самых важных ведомств, с которым бухгалтеру в ближайшее время будет полезно наладить электронное сотрудничество – Федеральная служба государственной статистики

Наравне с ФНС, ФСС, ПФР, Росстат входит в число госструктур, куда компания обязана представлять документы. Чтобы избежать бессмысленно проведенного в очередях времени, лучше перевести общение с чиновниками в электронный формат. Ведомством утвержден «Временный порядок получения от респондентов первичных статистических данных в электронном виде территориальными органами Росстата через специализированных операторов связи», в нем указано, что при сдаче документов через спецоператора респондент освобождается от обязанности передавать их на бумажном носителе.

Почему бухгалтерам именно сейчас необходимо начать передавать статистическую отчетность через интернет? Потому что это стало удобно: несколько лет подряд отправлять файлы в Росстат было довольно сложно из-за отсутствия унификации форм документов. То есть у каждого территориального органа статистики существовали собственные шаблоны бланков отчетности, теперь в каждом отделении по всей стране они одни и те же, что существенно облегчает работу.

В органы статистики специалисты учета передают два вида отчетности: бухгалтерскую и статистическую. Сегодня существует несколько десятков документов, которые можно сдавать в Росстат в электронном виде. Обязанности конкретного предприятия по представлению сведений зависят от вида деятельности организации.

На данный момент есть возможность сдавать электронную отчетность в Росстат через спецоператора и напрямую, используя программные средства статистической службы. Специалисты ведомства постарались создать максимально комфортные условия для отправки данных. На странице http://www.gks.ru/metod/unif-form.html содержатся подробные инструкции по заполнению отчетов, есть и инструменты для отправки файлов в Росстат.

При использовании программ фонда отправлять отчетность можно бесплатно. Заплатить придется только за оформление ЭЦП. Однако у этого способа есть ряд недостатков – разобраться в технологии придется самостоятельно, и в случае потери файлов компании гораздо сложнее доказать, что бумаги действительно были высланы в Росстат. За услуги спецоператоров придется заплатить, но есть гарантия доставки файлов адресату. Если данные не будут приняты фондом, их отправку зафиксирует спецоператор.

Банк

В 2011 году Центральный банк РФ рекомендовал кредитным структурам начать обрабатывать отчеты, представленные в электронном виде с ЭЦП.

Необходимость отправлять отчетность в банк существует у некоторых компаний, например тех, которые взяли кредит. Для подтверждения деятельности фирма должна представлять в банк налоговую и бухгалтерскую отчетность, предварительно заверенную в инспекции. До недавнего времени кредитные организации принимали данные от заемщиков только в «бумажном» виде. Приходилось распечатывать отчет, отправленный через интернет в налоговую, идти с ним в ИФНС, чтобы инспектор проставил на нем отметку, а потом относить заверенный документ в банк. Но в 2011 году Центральный банк РФ рекомендовал кредитным структурам начать обрабатывать отчеты, представленные в электронном виде с ЭЦП (письмо ЦБ РФ от 31.03.11 г. № 41-Т). Конечно, сразу воспользоваться рекомендациями Центробанка было невозможно. Потребовалось время для разработки ПО, а также включения кредитных организаций в систему электронного документооборота. Даже сегодня, подключая эту услугу, стоит осведомиться, настроена ли отправка отчетности в том отделении банка, в котором фирма взяла заем.

Электронные торги

Все организации, получающие деньги из государственного бюджета, обязаны проводить тендеры на закупки товаров или выполнение работ стоимостью более 100 тысяч рублей (требование содержится в федеральном законе от 21.07.05 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Все, что понадобится коммерческой фирме для участия в аукционах – специальная ЭЦП. Подпись одновременно является и электронным «паспортом» физлица и доверенностью, подтверждающей право владельца участвовать в электронных торгах, делать предложения и заключать госконтракт от лица компании.

Удостоверяющий центр, выдающий ЭЦП для тендеров, проводит экспертизу данных о фирме, подтверждает информацию о владельце сертификата и его полномочиях. К счастью, тщательная проверка сведений, полученных от компании, не отражается на времени выдачи ЭЦП: посетить удостоверяющий центр потребуется лишь один раз – для электронной подписи. После этого фирме открыт путь на электронные аукционы. Причем, если раньше «бюджетники» могли размещать информацию о закупках на сотнях различных сайтов и в «бумажных» СМИ, то сейчас все объявления сконцентрированы на портале госзакупок www.zakupki.gov.ru. Уже после выбора интересующего заказа представитель фирмы переходит по объявлению на одну из пяти площадок: «Сбербанк-АСТ», RTS, «Электронная торговая площадка «Госзакупки», «Единая электронная торговая площадка», «Система электронных торгов». Сертификат ЭЦП позволяет принимать участие в торгах на любой из площадок.

Представитель организации должен оставить заявку на участие в аукционе. Для того чтобы получить право выставить свое предложение, фирма должна перечислить оператору площадки от 0,5 до 5 процентов средств от цены заказа. Эти деньги вернутся компании после окончания торгов. К аукциону допускаются все участники, которые прислали предложения, соответствующие требованиям заказчика. Побеждает то предприятие, которое предложит самую низкую цену. Причем, исполнитель заказа остается неизвестен до окончания торгов, таким образом обеспечивается непредвзятость выбора.

С каждым годом возможности электронной отчетности и ЭЦП расширяются. Сегодня можно не только избавить себя от поездок в ведомства и очередей в них, но и найти новых заказчиков и тем самым обеспечить развитие компании. 

Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное