Как избежать налоговых штрафов?

12.04.2012

Все налоговые проверки ведут к доначислениям – эта мысль словно вбивается в головы бухгалтеров и сотрудников ИНФС. В результате компании получают штрафы по надуманным основаниям. Мы рассмотрели семь мнений ревизоров, которые можно оспорить.

1 причина. Кто на новенького

Повод к доначислению. Новый контрагент компании, закупивший большую партию товара или, наоборот, отгрузивший материалов на десятки миллионов, скорее всего, привлечет внимание ревизоров.

Фирма может отказываться от поставок нескольких малых дельцов в пользу одного крупного игрока на рынке или же, напротив, не желая зависеть от одного продавца, предприятие находит новых компаньонов. В таком случае инспекторы могут заподозрить фирму в применении схемы, особенно когда новые цены по соглашениям с партнерами будут отличаться от рыночных. Также контролеры считают, что фирма не проверила новых поставщиков.

Линия защиты. Переубедить проверяющих помогут сведения о том, как и почему был найден новый поставщик: расчеты прибыли и убытков при смене контрагента, заказы или служебные задания на исследование рынка, переписка с организациями. Копии уставов новых партнеров, карточки с подписями уполномоченных сотрудников, свидетельства постановки на учет – все это докажет работникам ИФНС обоснованность и законность взаимоотношений между обществами. Одним из самых существенных аргументов в споре с ревизорами будет справка из инспекции о расчетах контрагента с казначейством. Когда у партнера нет задолженности перед бюджетом, большинство доводов инспекторов в сомнительности сделки станут неубедительными.

2 причина. Операции с наличными

Повод к доначислению. Любые операции с большими суммами наличных выглядят подозрительно. В первую очередь, потому что вызывают ассоциации с «отмыванием» денег, а это заинтересует не только налоговиков, но и МВД. Но не стоит отказываться от сделки, если контрагент настаивает на оплате наличными.

Линия защиты. Чтобы сократить риски при таких операциях, нужно соблюдать кассовую дисциплину, не превышать лимит, установленный банком, оформлять все поступившие и выданные суммы приходными или расходными кассовыми ордерами. Если нет ККМ, то выписывать соответствующие квитанции. Для споров с ИНФС нужно сохранять переписку с партнерами, в которой обязательно должны быть озвучены условия оплаты, а также указаны причины и пояснения, почему расчет будет производиться наличными деньгами. Эти документы докажут проверяющим, что незаконного умысла в действиях компании нет.

3 причина. Инвестиции и капвложения

Повод к доначислению. Прежде всего инвестиции вызывают подозрения, потому что прибыль от вложений организация если и получит, то только через несколько отчетных или налоговых периодов. Инспекторы часто указывают на необоснованность таких затрат и предлагают не учитывать их в расчетах. Другим доводом проверяющих становится отсутствие прибыли от вклада капитала в рискованные предприятия. Утверждение «отрицательный результат – тоже результат» ревизоры не рассматривают всерьез и доначисляют налоги, когда фирма не может оправдать затраты.

Схожие проблемы возникают и у предпринимателей, которые проводят модернизацию оборудования или капитальный ремонт зданий. Покрыть убытки увеличением количества производимой продукции после усовершенствования ОС получится не сразу и, по мнению некоторых инспекторов, учесть затраты можно будет, только когда появятся результаты. Еще одним предубеждением проверяющих является то, что по любому строительству стоимость работ сильно завышается.

Любая операция с большими суммами наличных выглядит подозрительно. В первую очередь, потому что вызывает ассоциации с «отмыванием» денег, а это заинтересует не только налоговиков, но и сотрудников МВД.

Линия защиты. Доказать свою правоту в случае получения убытка от инвестиций компании очень сложно. Бухгалтеру нужно будет продумать заранее, как разбить затраты от неудачных вложений по нескольким периодам, и только после этого сдать уточненные декларации. Но обоснования расходов и пояснений, почему «не сложилось», может не хватить, тем не менее предоставлять их все-таки нужно, так как совсем без доказательств своей правоты общаться с инспекторами – опасно. Детальный бизнес-план инвестиций с указанием всех рисков, целей, экономической оправданности поможет при защите своих интересов в ИФНС или суде.

Когда подрядчики устанавливают непомерную цену на свои услуги, клиенты могут либо отказаться от жадного контрагента, либо добиться снижения издержек. А в ИНФС общества предоставляют протоколы переговоров или переписку с партнерами. Лучший вариант для организации, когда она может показать инспектору документы, в которых сравниваются цены на проведенные работы от разных строительных фирм. Конечно, такая выборка должна показывать, что компания старалась экономить. А по дорогостоящим работам придется пояснить, в чем именно их уникальность и сложность.

4 причина. Сделки с государством

Повод к доначислению. Казалось бы, что инспекторы как представители исполнительной власти не будут придираться к сделкам, заключенным с государственными органами. Тем не менее, сотрудники ИФНС проверяют суммы, потраченные на строительство физкультурных центров или благоустройство территории возле жилых домов. Понять ревизоров легко: ни для кого не секрет, что по договорам между предпринимателями и муниципалитетом постоянно завышаются расходы, а значит, инспектор будет искать необоснованное возмещение или неоправданные затраты.

Линия защиты. Организациям, получившим заказ от администрации города, не стоит отказываться от учета затрат, понесенных для выполнения работ или услуг. Чтобы не давать проверяющим повода для доначислений и штрафов, лучше всего запастись бумагами, в которых детально расписано, что все понесенные расходы произведены с одобрения заказчика.

5 причина. Все включено

Повод к доначислению. Любые траты компании на комфорт для сотрудников будут оспариваться налоговиками. По мнению проверяющих, для командировок нужно покупать только недорогие билеты, и, соответственно, затраты на бизнес-класс не принимаются при расчете прибыли. А оплата проезда работников к месту проведения корпоратива вообще не может быть учтена в расходах.

Линия защиты. Успешно отчитаться в ИФНС помогут доклады о проделанной работе командированных сотрудников и заключенные по итогам путешествия контракты. Если прибыль от поездки больше, чем потраченные на нее суммы, то инспекторы должны признать расходы.

А вот обосновать сумму, потраченную на доставку к месту корпоративного праздника, можно только доводами о невозможности проведения мероприятия без затрат на перевозку коллектива. Бухгалтер может сослаться на Определения ВАС от 31 октября 2011 года № ВАС-14202/11 и от 30 ноября 2009 года № ВАС-15476/09.

6 причина. Красивая жизнь

Повод к доначислению. Покупка предметов роскоши и учет их стоимости в расходах. Компании, которые тратятся на «ненужные», по мнению контролеров, вещи, рискуют быть оштрафованными за неоправданные затраты, какими могут стать покупка массажного кресла или кофемашины. По налоговому кодексу «расходы должны быть документально подтверждены и обоснованы». Собрать чеки, накладные, счета организация сможет без проблем, а вот оправдать покупку удается не часто.

Линия защиты. Если отказаться от красивой жизни никак не получается, то подтвердить затраты удастся только в суде. Стоит обратить внимание контролеров на Постановление ФАС Московского округа от 18 ноября 2011 года по делу № А40-99335/10-140-481. Возможно, после ознакомления с решением арбитров проверяющие не будут настолько уверены в своей правоте, так как в указанном деле судьи приняли довод компании о том, что предметы интерьера положительно влияют на репутацию фирмы, а значит, увеличивают ее прибыль.

7 причина. Займы и кредиты

Повод к доначислению. Предоставление займов или получение ссуд от контрагентов на покупку материалов или оборудования. В таких сделках компании могут легко скрыть взаиморасчеты и нелегальную реализацию, поэтому инспекторы доначисляют налоги, отказывая в обоснованности расходов по кредитам.

Линия защиты. Чтобы компания смогла учесть уплаченные проценты в убытках, затраты по займам нужно включать в стоимость ОС или материалов, для покупки которых были привлечены дополнительные денежные средства. Документом в подтверждение расходов будет акт приема-передачи продукции или ввода в эксплуатацию основных средств. 

Сергей Пронин, эксперт журнала "Расчет"

Дополнительные материалы:

Штрафы в ПФР и ФСС в 2012 году

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA