Как правильно учесть расходы на презентацию?

24.04.2012 распечатать

Презентации – обязательный атрибут успешного развития бизнеса. Сточки зрения руководства организации такие затраты необходимы, то по мнению налоговых инспекторов фирма не имеет право уменьшить прибыль на подобные расходы. Как правильно учесть расходы на продвижение своего товара?

Развитие компании сопряжено с тратами, многие из которых выбиваются из рамок определений НК. Руководителю фирмы совершенно очевидно, что, например, проведение презентации принесет организации гораздо большую отдачу, чем реклама в СМИ. Но налоговые инспекторы считают иначе. Ведь презентация – это не реклама. По определению ФЗ от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. А на презентацию рассылаются приглашения, круг лиц известен, следовательно такое мероприятие нельзя считать рекламой. Еще одна сложность признания таких затрат заключается в том, что презентация косвенно связана с получением дохода, а значит и доказать обоснованность расходов на нее очень сложно.

Уловки в НК

Чтобы понять, почему фискальные органы не хотят признать расходы на презентацию обоснованными, нужно почитать НК. В статье 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» сказано, что фирме можно учесть рекламные и представительские затраты. По формальному признаку презентация под понятие рекламы не попадает, так как круг лиц, участвующих в ней ограничен. Но в остальном все условия признания затрат совпадают: презентация это продвижение услуг и продуктов компании.

Согласно пункту 2 статьи 264 НК к расходам относятся потраченные суммы на мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Таким образом, если пригласить на презентацию журналистов, которые опубликуют статьи в СМИ, то мероприятие можно считать предназначенным для неограниченного числа потенциальных покупателей. Значит, у налогового инспектора не будет повода придраться к расходам на презентацию. Но помимо ознакомления потенциальных покупателей с продукцией компании, в смете мероприятия есть и другие расходы.

Угощайтесь, гости дорогие

Вместе с презентацией организуется и фуршет. Если на столе товары, произведенные самой фирмой, то расходы на еду можно считать рекламными и без проблем учесть их в прибыли. А когда продукты нужно закупать, то потраченные суммы приходится учитывать в особом порядке, как представительские расходы.

Согласно пункту 3 статьи 264, затраты на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, а также участников, прибывших на заседания совета директоров или иного руководящего органа фирмы, независимо от места проведения мероприятий можно признать представительскими. Также учитываются суммы, потраченные на проведение официального приема – завтрака, обеда, доставки участников мероприятия и буфетное обслуживание.

И так как презентация проходит с участием официальных лиц компании, и они будут вести переговоры с партнерами, то расходы на фуршет можно учесть, как буфетное обслуживание.

Оформить документально

Чтобы учесть такое сложное мероприятие, как презентация, нужно разложить ее на составляющие и каждую часть документально оформить и отразить в бухгалтерском и налоговом учете по отдельности. Сначала составляется приказ на проведение мероприятия.

Если для приема арендуется отдельное помещение, то в договоре не нужно называть мероприятие «презентацией», так как это привлечет внимание проверяющих. В соглашении лучше отдельно указывать стоимость конкретных затрат: аренда, оборудование зала и буфетное обслуживание. По каждой оплаченной сумме оформляется отчет о представительских расходах. Копию всех бумаг, а также список приглашенных лиц лучше хранить вместе с договором об аренде.

В бухгалтерском и налоговом учете расходы учитываются по отдельным счетам. 

Пример

ООО «Мир» заключило договор аренды зала с ООО «Звезда» для проведения мероприятия. В соглашении указано, что стоимость помещения с необходимым оборудованием составила 74 000 рублей. Буфетное обслуживание – 80 000 рублей. Бухгалтер на основании приказа руководителя, списка приглашенных лиц, объявления на сайте, отчетах о представительских расходах определил, что стоимость договора будет распределена на две статьи:

1. Рекламные расходы - 74 000 рублей;

2. Представительские затраты – 80 000 рублей.

В налоговом учете первые затраты списываются полностью, а вот представительские расходы учитываются в размере, не превышающем 4 процента от сумм, потраченных на оплату труда за отчетный период. В бухгалтерии открываются соответствующие аналитические счета (субконто).

Дт 26/реклама Кт 60 – 74000 руб.

- отражены в учете расходы на рекламу;

Дт 26/представительские Кт 60 – 65000 руб.

– отражены в учете представительские затраты в пределах норматива;

Дт 26/представительские Кт 60 – 15000 руб.

– отражены в учете представительские расходы сверх норматива.

При таком документальном оформлении налоговому инспектору будет сложно оспорить расходы на проведение презентации.

Мнение Минфина

Есть и другой способ учесть расходы на презентацию. Согласно письму Минфина от 13 июля 2011 года № 03-03-06/1/420, суммы потраченные на продвижение товаров можно отнести к прочим затратам, связанным с производством и продажей. В соответствии с НК рекламными расходами признаются:

  • затраты на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и другую наружную рекламу, а так же изготовление рекламных стендов и щитов;
  • затраты на экспозиции, ярмарки, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания;
  • затраты организации на покупку или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения рекламных кампаний.

Так как презентация не соответствует ни одному из перечисленных пунктов, ее нужно отнести к иным видам рекламы и расходы на нее признавать в размере, не превышающем одного процента выручки предприятия за год.

Бухгалтер организации может выбрать любой способ учета затрат на проведение презентаций. Главное понять, что выгодно для фирмы: посчитать расходы в размере четырех процентов от общей зарплаты или одного – от совокупных продаж. 

Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...