Уменьшаем страховые взносы

26.03.2012 распечатать

Чиновники определились с размером снижения ставок. Но будут ли предприниматели платить меньше?

Большая часть представителей бизнеса уже назвала эту меру перераспределением нагрузки. Мы выяснили, кто оказался заложником ситуации при изменении тарифов и какие варианты уменьшения платежей будут использоваться.

Решение вопроса о ставках страховых взносов во многом напоминает игру «кто кого перехитрит». Сначала устанавливаются высокие тарифы, но вводится много льготных категорий. Когда этот вариант не устраивает бизнес-сообщество, государство меняет тактику: низкие ставки, но всего на два года.

Вполне естественно, что организации, вынужденные соответствовать требованиям, напоминают хамелеонов, меняют свои цвета и форму: корректируют структуру компаний и применяют «серые» схемы.

Чем беднее, тем лучше

Действовавшие в этом году ставки страховых взносов устанавливали единый тариф для любого размера заработных плат. Кроме того, существовал предельный уровень доходов сотрудников – 463 тысячи рублей в год, свыше этого лимита не отчислялись средства во внебюджетные фонды. Такие правила стимулировали фирмы не понижать ежемесячные вознаграждения высокооплачиваемым специалистам. Однако самые «находчивые» предприниматели воспользовались этой нормой для незаконной оптимизации отчислений. Одному сотруднику назначалась завышенная оплата труда, с части которой не приходилось начислять взносы, так как сумма была выше установленного лимита. На деле же деньги делились между несколькими работниками. Теперь же государство решило закрыть эту лазейку и обрушить основную нагрузку как раз на тех работодателей, которые платят большую зарплату своим специалистам.

Президент РФ Дмитрий Медведев согласился с предложением правительства облагать в 2012–2013 годах зарплаты работников страховыми взносами по «двойной ставке» – 30 процентов с вознаграждений до 512 тысяч рублей в год, плюс 10 процентов с сумм, превышающих этот порог. В 2013 году предел, после которого происходит смена ставки, увеличится до 567 тысяч рублей.

Таким образом, страховые взносы не снижаются: происходит перенос нагрузки с отраслей с низкими зарплатами на высокооплачиваемые сектора экономики. И если раньше пути ухода от высоких ставок искали предприятия со средним уровнем дохода персонала, то теперь забеспокоились крупные компании, выплачивающие своим работникам солидные вознаграждения. Так как именно им придется оплатить снижение взносов для всех остальных организаций. К примеру, с зарплаты в 1 миллион рублей в год, расходы работодателя вырастут на 2-3 процента в сравнении с текущим уровнем нагрузки. Многие эксперты уже высказали мнение, что новые ставки поставят крест на всех инициативах о повышении заработных плат. Руководство будет принимать решения об увеличении окладов только в экстраординарных случаях, поощряя самых ценных сотрудников, а такое явление, как ежегодная индексация заработной платы, и вовсе уйдет в прошлое.

Партнер юридической компании Дмитрий Липатов считает, что суммы вознаграждений свыше 512 тысяч рублей, скорее всего, будут оплачиваться в конверте. Хотя применение этой схемы тянет за собой целый ряд преступлений: «обналичку», работу с фиктивными организациями, подделку платежных документов. По этому пути пойдут фирмы, которые не стремятся соблюдать закон. По мнению Дмитрия Липатова, компании, которые стараются сохранить прозрачность деятельности, выберут разрешенные способы оптимизации, такие как выдача работникам акций с последующей выплатой дивидендов. Правда, для этого фирма должна быть зарегистрирована как ЗАО или ОАО. Все остальные воспользуются проверенными способами мотивации персонала, такими как предоставление работникам расширенного социального пакета, оплата проезда и связи. Также работодатель может взять на себя и другие расходы подчиненных, например, предложить путевки со скидками или выгодные условия кредита у родной компании, чтобы компенсировать потери от снижения зарплаты.


Деление на части

Возможности сокращения отчислений заложены не только в уменьшении заработных плат, но и в дроблении организаций. Новые ставки позволяют предприятиям малого бизнеса отчислять в ПФР, ФСС и ФОМС 20 процентов средств из ФОТ. Ставки из вознаграждений сотрудников, превышающих установленный уровень, тоже будут ниже, чем у крупных предприятий – 7 процентов. Генеральный директор компании Елена Кашпорова комментирует: 

«Крупные предприятия могут отреагировать на введение «двойных ставок» разбиением бизнеса на несколько небольших фирм. В каждой из организаций, например, работает финансовый директор Иванов. Раньше у него была заработная плата 70 тысяч рублей, и в 2011 году компания была бы освобождена от уплаты страховых взносов через 6 месяцев. С 2012 года с высокого оклада придется платить 10-процентные страховые взносы с суммы превышения. Конечно, фирме выгоднее разбить бизнес на 2-3 организации, в которых и высокооплачиваемый топ-менеджер Иванов и рядовые сотрудники будут обходиться организации дешевле, так как к ним будут применяться тарифы, установленные для работников персонала малого предприятия».


Льготные возможности

Среди счастливчиков, которым в 2011 году не пришлось испытать на себе увеличение нагрузки на фонд оплаты труда, оказались предприятия, чья деятельность была отнесена к льготным категориям. «В малом бизнесе, на мой взгляд, даже наметились тенденции по выходу зарплаты из тени – и в первую очередь это относится к предприятиям с льготной экономической деятельностью», – говорит Елена Кашпорова.

Оказаться в числе льготников стремились все организации. Бухгалтеры скрупулезно изучали списки направлений деятельности, которые давали право применять сниженные тарифы. Многие компании примерили условия на себя, и на свет появились новые фирмы, к примеру, IT-подразделения выводились из состава основного предприятия. Новые документы, устанавливающие размер страховых взносов, тоже дадут почву для выделения подразделений организации в отдельные юридические лица, которые смогут применять низкие тарифы. Уже известно, что чиновники собираются причислить к льготникам следующие организации, применяющие УСН:

  • организации и ИП, основным видом экономической деятельности которых является транспорт и связь, либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, производство гнутых стальных профилей или стальной проволоки;
  • некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения;
  • благотворительные организации.

Но если разделение компании укладывается в рамки закона, то подмена вида деятельности является уже преступлением. Те не менее столь грубые нарушения имели место быть и в 2011 году. Бизнесмены заявляли право на применение сниженных тарифов, хотя основным видом деятельности предприятия были работы, не относящиеся к льготной категории. Елена Кашпорова рассказывает, что государственные органы отработали механизм раскрытия таких нарушений: «Если по результатам контроля, проведенного Министерством юстиции Российской Федерации, выявляется несоответствие деятельности организации целям, заявленным в ее учредительных документах, информация о нарушении передается в органы контроля за уплатой страховых взносов. Что становится поводом для проведения проверки на предприятии». Сейчас наблюдается все меньше смельчаков, которые так открыто нарушают закон. Этот вид махинации можно считать закрытым, контролирующие органы усилили внимание к этим перечислениям в фонды. Поэтому число фирм, которые использовали незаконные лазейки для снижения взносов, сократится.

Свели на нет

Одна из целей, которую преследовало государство при снижении ставок страховых взносов – выход бизнеса из тени. В 2011 году работодатели снова начали выплачивать сотрудникам зарплату в конвертах. Те же предприятия, которые не стали использовать незаконные механизмы снижения отчислений во внебюджетные фонды, постарались, по крайней мере, сохранить ту нагрузку, которая легла на организации с начала 2011 года. Это привело к тому, что рост заработных плат в текущем году был минимальным. Хотя для их повышения имелись предпосылки. Страна выходила из кризиса, вслед за этим должны были восстановиться доходы сотрудников.

Почему уже сейчас можно сказать, что уменьшение ставок не приведет к легализации экономики? Ведь предпринимателям дали понять, что нагрузка на бизнес будет установлена на том уровне, который позволит отказаться от использования серых схем. Однако следом уточнили, что действовать ставки будут лишь два года. То есть период послаблений окажется коротким. Сейчас сложно прогнозировать, какие именно решения примут бизнесмены, но, скорее всего, это уточнение о продолжительности применения новых тарифов приведет к тому, что процесс легализации доходов не сдвинется с мертвой точки. Положительный момент в этом есть. Те компании, которые предпочли работать в «белую», не сдадут своих позиций. Но есть и негативный момент, фирмы, применяющие «серые» схемы, скорее всего оставят в силе проверенные методы работы: два года – не такой большой срок. Тем более что контролирующие органы обращают внимание не столько на низкий уровень заработных плат, сколько на резкое изменение размера вознаграждений. При выводе доходов сотрудников из тени этот процесс неминуем. И организации, скорее всего, предпочтут не рисковать, не ставить предприятие под удар. 

Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...