Бухгалтерский учет для УСН

22.03.2012

Некоторые организации недаром стремятся перейти на «упрощенку».

Общее против специального

О том, что организации, применяющие УСН, ОБЯЗАНЫ вести бухгалтерский учет в полном объеме, говорится уже давно. Последняя позиция чиновников на эту тему отражена в письме Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 07-05-08/156. В документе финансисты в очередной раз пытаются нас убедить, что освобождение «упрощенцев» от обязанности ведения бухучета в Законе о бухгалтерском учете фактически лишено практического смысла. А так как Закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и Гражданский кодекс содержат нормы, реализовать которые можно только на основе данных бухгалтерского учета, то вне зависимости от применяемого налогового режима акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью обязаны вести бухгалтерию. Финансисты опираются на тот факт, что законодательство о бухучете является общим, а об АО и ООО – специальным. При возникновении противоречий в их положениях приоритет имеют специальные.

А нужен ли бухучет?

Наиболее часто подобная обязанность вести бухучет вытекает из норм, связанных с организационной формой юридического лица-«упрощенца». Например, Закон об ООО требует уменьшать размер уставного капитала или ликвидироваться, если стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала. А оценка чистых активов в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина и ФКЦБ от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз, производится на основании данных бухгалтерского учета. Примечательно, но в Законе об ООО нет никаких прямых указаний на то, что некоторые фирмы могут не вести такой учет. Зато он предписывает утверждать годовые бухгалтерские балансы, публиковать отчетность, извещать о величине совершаемых сделок и распределении чистой прибыли между участниками и т. д. Итак, если полностью следовать букве Закона, то бухгалтерский учет просто необходим.

Что касается акционерных обществ, нельзя не отметить тот факт, что Закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) аналогично не оставляет сомнений в важности бухгалтерского учета.

Так, регламент годового общего собрания акционеров всегда включает утверждение бухгалтерской отчетности, а без ведения бухучета составить ее невозможно. Просто-напросто не получится представить такую отчетность лицам, допущенным к участию в общем собрании акционеров, как того требует Закон об АО. И это уже не говоря о том, что ГК прямо обязывает акционерное общество ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках. А для того чтобы составлять, представлять и публиковать бухгалтерскую отчетность, необходимо вести бухгалтерский учет «по полной программе».

Да и для того чтобы произвести распределение прибыли между учредителями ООО или АО, необходимо иметь точные сведения о размере этой самой прибыли, которые также можно получить только по данным бухгалтерского учета. Есть и другие причины, которые заставляют организации, применяющие УСН, вести бухучет в полном объеме. Перечислим их:

  • необходимость отслеживать остаточную стоимость основных средств. Законодательство обязывает «упрощенцев» вести учет основных средств и нематериальных активов, а в том случае, когда остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн рублей, организация больше не вправе применять УСН. Таким образом, если организация работает по УСН, то она обязана вести учет основных средств и отслеживать их остаточную стоимость;
  • риск того, что придется восстанавливать бухгалтерский учет, если право на применение УСН будет утрачено. Дело в том, что потерять возможность использовать данный режим налогообложения фирма может не только по причине увеличения остаточной стоимости активов, но и из-за превышения предельного уровня доходов. В этом случае у организации с момента перехода на общий режим возникает обязанность вести бухгалтерский учет в полном объеме. Как правило, это происходит в середине или в конце года, поэтому приходится восстанавливать учет, вводить начальные остатки. На практике это может создать очень серьезные проблемы;
  • наличие многочисленных расчетов с различными контрагентами. При ведении бухгалтерского учета у компании не возникает проблем с учетом взаиморасчетов;
  • возможность видеть целостную картину финансового состояния организации. Ведение бухгалтерского учета позволяет собственникам организации иметь полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности и имущественном положении фирмы.

И все же у некоторых организаций- «упрощенцев» нет практической необходимости вести бухучет. Что же им делать, чем руководствоваться? Есть два взаимоисключающих закона, одновременно их исполнять нельзя… так какому следовать? Как же сочетать статус «упрощенца» с необходимостью вести бухгалтерский учет?

Арбитры думают, Минфин предлагает…

До последнего времени арбитры в большинстве своем отрицали необходимость бухгалтерского учета для «упрощенцев». Так, при рассмотрении дела, в ходе которого администрация города пыталась заставить муниципальное предприятие, применяющее УСН, вести бухгалтерский учет и представлять отчетность, арбитры встали на сторону «упрощенца» (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 апреля 2006 г. № Ф03-А04/06-2/589). При этом суд признал, что неправомерно требовать от предприятия составления бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», когда фирма этим же законом (п. 3 ст. 4) и главой 26.2 НК освобождена от ведения бухгалтерского учета. Поэтому составлять отчетность она не обязана.

Еще одним примером является решение ФАС Уральского округа (постановление от 17 мая 2005 г. № Ф09-1313/05-С5). Суть этого спора заключалась в признании недействительным договора аренды оборудования. Дело в том, что один из участников посчитал «арендную» сделку крупной, а значит, требующей одобрения общего собрания участников. Но оно не было получено, поэтому истец был уверен, что договор аренды должен быть признан недействительным. Поскольку общество не вело бухгалтерский учет, рассчитать балансовую стоимость активов оно не могло. В итоге суд решил: поскольку организация применяет упрощенную систему налогообложения, то для выяснения вопроса, относится ли сделка к категории крупных, достаточно справки о балансовой стоимости активов. А вот ФАС Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 20 января 2009 г. № Ф04-7120/2008(19544-А27-13) по схожему делу пришел к выводу, что представленная в материалы дела справка не позволяет с достоверностью установить балансовую стоимость активов общества, поскольку данные, содержащиеся в данной справке, необходимо сопоставить с соответствующей бухгалтерской документацией общества. Однако окончательный вердикт, вынесенный судьями, оказался аналогичным приведенному уральскими арбитрами. Основанием для такого решения стало то, что истцы, стремящиеся признать сделку крупной (и без согласования с ними недействительной), не смогли этот факт никак подтвердить.

В дальнейшем за дело взялись высшие арбитры – после жалобы одного акционера, требовавшего от своего предприятия представить ему бухгалтерскую отчетность, хотя оно и находилось на «упрощенке». Жалоба в первой инстанции была отклонена. За ней последовала жалоба в Конституционный суд на незаконность пункта 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ, который освобождает «упрощенцев» от ведения бухучета и тем самым лишает акционера права знать о деятельности предприятия, в которое вложены собственные средства. Отказав в рассмотрении жалобы, Конституционный суд вместе с тем отметил: на сегодняшний день «упрощенцам» разрешено вести только налоговый учет показателей деятельности на основании Книги учета доходов и расходов, однако следовало бы привести налоговые нормы в соответствие с гражданским законодательством. Одновременно было указано, что ведение бухучета для фирмы на УСН становится обязательным, если это предусмотрено каким-либо иным законом. Подобное определение, по мнению КС, соответствует целям информационной открытости и возможности акционеров реализовать свои права (Определение КС РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О).

К сожалению, однозначного заключения Конституционный суд не вынес, оставив решение за судами общей юрисдикции или за арбитражем.

В это же время Высший арбитражный суд попытался прокомментировать ситуацию. В июле 2006 года Президиум ВАС РФ подготовил проект постановления «О применении пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете"», с которым предполагалось ознакомить пленум. В проекте постановления говорилось: Закон № 129-ФЗ освобождает организации на УСН от бухучета для исчисления налогов и от сдачи отчетности в налоговые органы. Но при этом не исключает таких обязанностей для реализации других, установленных законодательством, целей. Текст этого проекта можно посмотреть на сайте ВАС

Однако дальше разработки документа дело не пошло… проект так и остался только на бумаге. С одной стороны, это позволяет «упрощенцам» отстаивать свое право не вести бухучет, а с другой – дает возможность Минфину выпускать все новые и новые письма в «пользу бедных» и доказывать обратное.

Финальная версия?

Вести учет в полном объеме или не вести, решает сама организация независимо от применяемого налогового режима. И хоть возникает риторический вопрос – «зачем законодатели предусмотрели освобождение «упрощенцев» от такой мороки, если на практике воспользоваться этой льготой проблематично?», все же ведение бухучета является обязательным. А освобождение, предусмотренное в п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, означает только то, что отчетность не представляется в налоговый орган. К тому же данная проблема получила настолько широкий размах, что, возможно, будет решена уже «сверху» в ближайшее время. Ведь проект нового закона о бухгалтерском учете, переданного на утверждение в правительство, содержит требование, касающееся ведения бухучета в полном объеме всеми организациями, всех форм собственности и всех режимов налогообложения.

Наталья Базалей

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное