Как правильно вести учет основных средств

15.02.2012

Основное средство может быть построено. Есть два способа постройки: подрядный – если работы проводят сторонние организации и хозяйственный – когда фирма ведет строительство самостоятельно, силами собственного персонала.

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость основных средств, построенных любым из этих способов, складывается из всех затрат на их возведение и ввод в эксплуатацию. Это же правило применяется и в налоговом учете.

После завершения подрядных работ оформляют акт с указанием договорной стоимости строительства. На основании такого акта составляются проводки:

Дебет 08-3 Кредит 60

– отражена стоимость строительных работ;

Дебет 19-1 Кредит 60

– отражена сумма НДС, предъявленного подрядной организацией.

Пример

В отчетном году ЗАО «Актив» завершило строительство административного здания. Строительство велось подрядным способом. Стоимость всех работ составила 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки (после оформления акта сдачи-приемки результата выполненных работ):

Дебет 08-3 Кредит 60

– 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000) – учтена стоимость строительных работ;

Дебет 19-1 Кредит 60

– 360 000 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядной организации;

Дебет 08-3 Кредит 96 субсчет «Государственные пошлины за регистрацию»

– 15 000 руб. – учтена госпошлина, подлежащая оплате;

Дебет 01 субсчет «Основные средства, не прошедшие госрегистрацию» Кредит 08-3

– 2 015 000 руб. (2 000 000 + 15 000) – учтено построенное здание после его ввода в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-1

– 360 000 руб. – принят к вычету НДС.

В связи с государственной регистрацией здания бухгалтер должен сделать проводки:

Дебет 68 субсчет «Государственные пошлины» Кредит 51

– 15 000 руб. – уплачена госпошлина за регистрацию здания;

Дебет 96 субсчет «Государственные пошлины за регистрацию» Кредит 68 субсчет «Государственные пошлины»

– 15 000 руб. – произведена регистрация права на здание;

Дебет 01 субсчет «Здания и сооружения» Кредит 01 субсчет «Основные средства, не прошедшие госрегистрацию»

– 2 015 000 руб. – построенный объект зачислен в состав основных средств;

Дебет 60 Кредит 51

– 2 360 000 руб. – оплачены расходы по строительству.

В балансе «Актива» за отчетный год стоимость здания (2 015 тыс. руб.) будет отражена по строке 1130 баланса.

При хозяйственном способе строительные работы фирма проводит самостоятельно. А все затраты, связанные со строительством, учитывают по Дебету счета 08. В учете это отражают так:

Дебет 08-3 Кредит 10 (02, 10, 70, 69…)

– отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами.

В отчетности 2011 года временно эксплуатируемые объекты капитального строительства до ввода их в постоянную эксплуатацию отражают в составе основных средств.

Если построенный объект не используется до конца года, расходы указываются в строке баланса 1170 «Прочие внеоборотные активы», в обратной ситуации – по строке 1130 «Основные средства». На стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации начисляют НДС. При этом сумма налога, начисленная при выполнении работ, подлежит вычету только при условии, что построенный объект предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС, и его стоимость подлежит включению в расходы по налогу на прибыль (в том числе через амортизацию). Сумму НДС со стоимости строительно-монтажных работ можно принять к вычету в момент начисления налога, то есть на конец квартала.

Пример

В сентябре отчетного года ЗАО «Актив» начало строить склад. Строительство ведется хозспособом.

Затраты по строительству составили 1 190 000 руб., в том числе:

стоимость материалов – 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.);

зарплата строительных рабочих (с учетом взносов в ПФР, ФСС, фонды ОМС и взносов по «травматизму») – 400 000 руб.;

амортизация строительных машин и оборудования – 200 000 руб.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

Дебет 10 Кредит 60

– 500 000 руб. (590 000 – 90 000) – оприходованы материалы для строительства;

Дебет 19-1 Кредит 60

– 90 000 руб. – учтен НДС по оприходованным материалам;

Дебет 60 Кредит 51

– 590 000 руб. – оплачены материалы;

Дебет 08-3 Кредит 10

– 500 000 руб. – списаны материалы на строительство;

Дебет 08 Кредит 70, 69

– 400 000 руб. – начислены зарплата, взносы в ПФР, ФСС,

фонды ОМС и взносы по «травматизму»;

Дебет 08-3 Кредит 02

– 200 000 руб. – начислена амортизация по строительному оборудованию.

В декабре склад был введен в эксплуатацию. Бухгалтер «Актива» должен сделать проводку:

Дебет 01 Кредит 08-3

– 1 100 000 руб. (500 000 + 400 000 + 200 000) – склад введен в эксплуатацию.

Стоимость склада (1 100 000 руб.) бухгалтер «Актива» должен отразить в строке 1130 баланса.

Если строительство ведется хозпособом, то стоимость основного средства формируют в налоговом учете в том же порядке, что и цена готовой продукции на складе.

Порядок расчета стоимости готовой продукции на складе содержится в пункте 2 статьи 319 НК. Согласно этой статье, в стоимость готовой продукции включают только прямые расходы. К таким, в частности, можно отнести материальные затраты (расходы на покупку сырья и материалов, инструментов и инвентаря, полуфабрикатов и т.д.); расходы на оплату труда строительных рабочих; расходы на оплату обязательных взносов в ПФР, ФСС, фонды ОМС с зарплаты строительных рабочих; амортизацию по строительным машинам и оборудованию. Конкретный перечень прямых расходов можно установить в учетной политике фирмы. Все остальные расходы считаются косвенными.

Впервые для бухгалтеров разработан уникальный сервис: интернет-поддержка бухгалтеров в период сдачи годового отчета. Все, что уже изменено по отчету и все, что изменится в дальнейшем, - вы найдете на сайте:

buhgod.ru

Специально для бухгалтеров разработано приложение «Годовой отчет». Сервис поможет проверить, всё ли учтено при подготовке годового отчета, и ответить на вопрос, можно ли сдавать отчет в налоговую.

Скачать приложение «Годовой отчет»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное