Кассовые операции для ИП с 1 января 2012 года

13.01.2012

Действующие до последнего времени нормы кассовой дисциплины, утвержденные еще в 1993 году, вызывали у компаний множество нареканий, вполне обоснованных. Новые правила, вступившие в силу с 1 января 2012 года, представляются менее обременительными для юридических лиц, а вот индивидуальные предприниматели, которые теперь также обязаны выполнять требования по ведению кассовых операций, пребывают в легкой прострации.

Проект положения Центробанка от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» (далее – Положение) впервые появился на официальном сайте ЦБ летом 2010 года и сразу же подвергся резкой критике бизнес-сообщества. Только ленивый не упрекал тогда авторов документа в отсутствии логики, конфронтации со здравым смыслом и нормами русского языка. Благо повод был. Чего стоил хотя бы пассаж о «вновь созданном индивидуальном предпринимателе», достойный учебника по анатомии. Документ был отправлен на доработку, опять выставлен на широкое обсуждение, а затем и вовсе стал подобен привидению – многократно появлялся на сайте и исчезал, пока однажды, 24 ноября 2011 года, вдруг без лишнего шума был зарегистрирован Минюстом, то есть стал нормативным актом. Так что теперь смеяться над ним поздно, да и не с руки. Тем более что формулировка о «создании индивидуального предпринимателя» из документа исчезла.

Архаику – за борт

От своего предшественника – «Порядка ведения кассовых операций в РФ», утвержденного решением совета директоров ЦБ от 22.09.1993 № 40, – новое «кассовое уложение» выгодно отличается отсутствием жестких требований к оборудованию кассового помещения. Сказано лишь, что место для хранения наличных денег определяется руководителем компании. Так что замерять толщину кирпичной кладки комнаты перед тем, как оборудовать в ней кассу, проверять прочностные характеристики оконных решеток и дверей из листовой стали, теперь вовсе не обязательно. По крайней мере, штрафовать по статье 15.1 КоАП за то, что ваша наличность хранится в комнате с толщиной наружной стены менее 500 мм, а дверной замок прикручен болтами с «не той» резьбой, никто не будет. Что до грабителей – то это уже другая песня. Опасаешься – подстрахуйся, ты же ведь собственник, а не государство.

Не магическая формула

Лимит кассы, то есть максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, будут устанавливать не банки по согласованию с руководителями организаций, а сами организации по формуле:

L= V/P х Nc.

Расшифровываем:

L – лимит остатка наличных денег в рублях;

V – объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период;

Р – расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. При его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет. Расчетный период составляет не более 92 рабочих дней;

Nc – период времени между днями сдачи наличных денег в банк, в рабочих днях. Он не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении компании в населенном пункте, в котором отсутствует банк, – 14 рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы (пожар, природный катаклизм) Nc определяется после прекращения действия непреодолимой силы. При определении Nc могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности компании.

При отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги лимит остатка наличных денег рассчитывается то лимит рассчитывается исходя из объема выданных денег уже по другой, видоизмененной формуле:

L = R/P х Nn.

Где R – объем выдач наличных денег, за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;

Nn – период времени между днями получения по денежному чеку в банке за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Фактически ЦБ разрешил сдавать выручку один раз в 7 или даже в 14 дней. Накопление денег сверх лимита допускается не только в дни выплаты зарплаты, как раньше, но и в выходные (праздничные) дни, когда банки закрыты, если в этот день организация осуществляет кассовые операции. Кроме того, заработная плата теперь может выплачиваться в течение пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты), а не трех, как было раньше. Следовательно, сверхлимитные деньги на зарплату можно хранить до пяти рабочих дней включительно. Предназначенная для заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).

Обособленные подразделения, имеющие расчетные счета в банках, ведут кассовые операции обособленно и устанавливают отдельный лимит кассы. Размер лимита закрепляется приказом руководителя фирмы. Этот документ хранится в организации или у ИП в порядке, который они сами для себя установили.

Прочее

Подробно прописаны взаимоотношения между бухгалтерами, главбухом, руководителем компании, кассирами и старшим кассиром. Кассир, выдающий наличные деньги, обязан иметь образцы подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, дабы перед каждой выдачей денег сличать реальные автографы с теми, что указаны в образцах. При наличии старшего кассира операции по передаче наличных денег между ним и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Приходный (форма 0310001) и расходный (форма 0310002) кассовые ордера подписываются главбухом, рядовым бухгалтером или кассиром, а при их отсутствии самим руководителем предприятия, если он сам ведет кассу, на что имеет полное право.

Изданием приказа со списком подотчетных лиц руководитель компании может себя отныне не утверждать. Теперь, чтобы получить деньги под отчет, работник должен писать заявление каждый раз и визировать его у руководства. Выдавать деньги под отчет уполномоченное лицо может только при условии, что «подотчетник» полностью погасил задолженность по предыдущим суммам.

Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на эти средства. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Получается, что средства, полученные платежным агентом, должны сдаваться в банк в день их получения, иначе они будут расцениваться как сверхлимитные.

Для «продвинутых пользователей»

Кассовые документы, кассовая книга (форма 0310004), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств могут (форма 0310005) оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер. При этом возможность несанкционированного изменения данных в этих документах должна быть исключена.

Лист кассовой книги, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года. Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств) подбираются в хронологической последовательности и брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год. Листы кассовой книги, оформляемой исключительно на бумажном носителе, брошюруются и пронумеровываются до начала ведения. Надпись о количестве листов скрепляется печатью и подписями директора или предпринимателя, а также главбуха.

Сделай то, не знаю что

Вышеописанные новации, безусловно, значимые, но все же не революционные. Да, компании, как и прежде, не вольны распоряжаться своим имуществом по личному усмотрению и должны хранить свои деньги в банках. Но вряд ли кто-то ожидал чего-то другого. Гвоздем же программы, или даже не гвоздем, а тем самым груздем, попавшим в кузов без всякого на то желания, стали индивидуальные предприниматели, ранее свободные от обязанностей соблюдения кассовой дисциплины, но на которых отныне распространяется свежеиспеченное Положение. Со всеми, как говориться, вытекающими.

К сведению

Статья 15.1 КоАП РФ: «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Итак, им предписано наравне с юрлицами устанавливать лимиты остатка наличных денежных средств, а сверхлимитную наличность сдавать в банки; принимать наличные деньги по приходным ордерам, а выдавать, в том числе на хозяйственные нужды, – по расходным. Исходя из буквального прочтения документа, ИП придется нанимать кассира, устанавливать ему права и обязанности и знакомить с ними под роспись. Ну и конечно же придется вести кассовую книгу. А самое главное – быть готовыми ответить рублем за игнорирование данных требований в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» или же судиться с проверяющим, доказывая, что ты физически не мог выполнить данные требования.

Не только исполнить, но и просто осмыслить то, что наказал ЦБ, действительно мудрено. К примеру, у ИП по большому счету вроде бы все деньги, за исключением тех, что он должен уплатить государству в виде налогов, личные. Как прикажете ему рассчитать лимит кассы? В каком кармане у него возникает этот самый излишек: в правом? в левом? Где грань между его личными финансами как физлица и деньгами как индивидуального предпринимателя? В соответствии с пунктом 1.2 Положения Центробанка ИП обязан издать распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег, который хранится в порядке, определенном им же самим. Вопрос: если предприниматель трудится один-одинешенек и не имеет наемных работников, кого ознакомить с сим документом? Самого себя – читать долгими зимними вечерами на сон грядущий? А какое логическое обоснование можно придать требованию оформлять приходные и расходные ордера от самого себя самому себе? Если логика в этом есть, то следующим шагом может стать только заключение договора с самим собой.

Согласно пункту 1.6 «кассовые операции ведутся у юридического лица и индивидуального предпринимателя кассовым или иным работником, определенным из числа своих работников». Кассовые операции могут также проводиться руководителем. ИП, работающий в одиночку, по определению не является ни юрлицом, ни собственным начальником. И сам, исходя опять же из буквального толкования, вести учет кассовых операций не может.

На какой счет он обязан переводить сверхлимитную выручку, если вообще не обязан (а он ведь не обязан!) иметь счета в банке? Ну хорошо, открыл расчетный счет только для сдачи выручки, перевел деньги, заплатив банковскую комиссию. А на каком основании он сможет забрать наличность, пусть и заплатив комиссию повторно? На 5 дней, для выдачи зарплаты? Кому? Выдать самому себе под отчет? Смешно... Но ведь при снятии со счета юрлицам необходимо указывать направления расходования средств, а раз ИП приравняли к таковым, то и им тоже. Значит, просто так снять свои же деньги он, лицо не юридическое, не сможет, что, воля ваша, как-то не стыкуется с Конституцией – дискриминацией отдает по признаку соцпринадлежности. Если же не ограничивать предпринимателей в расходовании ими своих денежных средств, то какой тогда смысл заставлять их сдавать деньги в банк? Впрочем, «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Но уж точно не ИП.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное