Как выявить фирму-однодневку

20.12.2011 распечатать

Рекомендации сотрудников ФНС по оценке недобросовестности контрагентов должны помочь бухгалтерам выявить «однодневку». Мы предложили бухгалтерам ознакомиться с несколькими сайтами торговых компаний и определить, насколько эти фирмы надежны.

Налоговое ведомство в приказе ФНС от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» предлагает компаниям воспользоваться критериями самостоятельной оценки рисков при заключении сделок с поставщиками, а также уточняет этот механизм в письме ФНС от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84. Если верить этим документам, отсев сомнительных контрагентов позволит избежать налоговых рисков и убережет от частых выездных проверок.

Мы решили практическим путем установить, насколько рекомендации налогового ведомства применимы при выборе добросовестного контрагента, – предложили бухгалтерам из разных регионов России исследовать пять сайтов компаний с почти одинаковыми названиями, занимающихся поставкой овощей и фруктов, и выделить те, с которыми не страшно заключить договор на поставку продукции и те, с кем работать опасно. Сразу оговоримся, что несколько сайтов из списка – действительно работающие компании, а все остальные – «пустышки», они созданы лишь для проведения эксперимента. Фирмы- «призраки», которые якобы рекламируют свою продукцию на интернет-страницах, не ведут деятельность.

В реальной жизни, выбирая такую организацию в качестве контрагента, заказчик рискует напороться на «однодневку» и не получить заказанный товар. Сразу после окончания эксперимента сайты, которые мы создали для проведения исследования, были удалены. Всего в эксперименте приняли участие почти 50 бухгалтеров, юристов, аудиторов.

Контакт? – Нет контакта!

Первым признаком недобросовестности в приказе от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ значится отсутствие личных контактов между руководством или иными уполномоченными должностными лицами компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров. При оценке пяти сайтов компаний респонденты проявляли интерес именно к личности руководителя компании. Сорок процентов опрошенных по этому вопросу поставили личное знакомство с директором фирмы следующим шагом после посещения сайта. Доверие вызывает, если компания не боится презентовать главу организации и выкладывает его фото и приветственное слово на интернет-странице. Однако, это еще не гарантирует наличие у этого человека полномочий.

«Гюльчатай, открой личико...»

В качестве следующего признака добросовестности фигурирует отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя и (или) представителя контрагента, а также копий документов, удостоверяющих личности. На практике руководители контрагентов без энтузиазма предъявляют документы, свидетельствующие об их назначении на должность. Высказываются опасения в сохранении конфиденциальности, в ход идут ссылки на множество причин – от защиты персональных данных до загруженности работников. Участники нашего опроса отметили, что наличие документального подтверждения функций директора является в практике их оценки контрагентов обязательным критерием; что же касается удостоверения личности, до этого дело доходит крайне редко, так как среди компаний не принято предъявлять покупателям паспорт руководителя, как и не принято его спрашивать. Находятся, конечно, дотошные специалисты, но они, в свою очередь, рискуют напугать контрагента повышенным вниманием.

Кто-кто в теремочке живет?

В следующем пункте списка, в котором перечислены критерии недобросовестности, ФНС рекомендует проверить информацию о фактическом местонахождении контрагента, а также адреса складских и/или производственных и/или торговых площадей. В идеале необходим какой-либо документ, содержащий сведения об адресах компании. Бухгалтеры стараются получить все эти данные в счетах-фактурах, а в договоры включать условия о том, что «документооборот производится путем направления бумаг в подразделение поставщика, находящееся по адресу…», а «отгрузка товара происходит со склада продавца, расположенного по адресу…».

70% респондентов отметили, что они обращают внимание на местонахождение компании, причем большинство специалистов при оценке контрагента не ограничиваются просмотром этой информации на сайте, а предпочитают посетить офис компании-поставщика и другие помещения, если таковые есть у фирмы. Некоторые респонденты отметили, что у них вызывает доверие указание на сайте не только адреса головного офиса, но и адресов всех филиалов фирмы. В то же время можно указать немалое количество контактных данных, но в действительности бухгалтеру стоит позаботиться о документальном подтверждении этих сведений.

Ох, нелегкая эта работа…

Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте также отнесено ФНС к признакам недобросовестных компаний. Пятьдесят процентов респондентов отметили, что предпочитают работать с организациями, которые размещают учредительные документы на сайте компании, тем самым облегчая работу по проверке их добросовестности. Однако и здесь может крыться обман, так как подделать бумаги не составит особого труда. Поэтому лучше запрашивать оригиналы и снимать с них копии.

Что же касается информации из ЕГРЮЛ, отсутствие которой тоже включено налоговиками в признаки «однодневок», то ее можно получить в считанные минуты в специальном разделе (www.egrul.nalog.ru/fns/) официального сайта ФНС России – www.nalog.ru. Больше времени займет получение из налогового органа выписки из ЕГРЮЛ, хотя можно оформить доступ к платной базе сведений ЕГРЮЛ и ЕГРИП, он стоит 150 000 рублей сроком на 1 год, или 50 000 рублей сроком на 1 месяц. Пожалуй, именно этот документ необходимо иметь до вступления в правоотношения с другими организациями. Он содержит все сведения, необходимые с точки зрения законодательства – от подтверждения факта регистрации до имени руководителя.

В настоящее время подход к сбору и подготовке разного рода бумаг вышел на новый уровень. Так, ФНС в письме от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 настойчиво рекомендует налогоплательщику обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

Экспериментальные ловушки

Нелишним будет предупредить читателя, что первые два сайта из пяти были ловушками: мы создали их сами, чтобы ввести бухгалтеров в заблуждение, как чаще всего и поступают сомнительные организации; три других сайта принадлежат действующим компаниям. Первый сайт 90 процентов респондентов определили как «однодневку», один специалист высказал предположение, что страница находится в разработке, но при этом уточнил, что работать с такой фирмой его организация не стала бы. Давая сайту оценку, наши комментаторы в данном случае ориентировались на недостаточное количество информации о контактах фирмы. При этом в редакцию, телефон которой был нами указан, поступил только один звонок с уточнением, можно ли у нас получить информацию о поставщике фруктов, и один респондент заметил, что указанный адрес не соответствует карте. Однако никто не проверил, что адреса офисов, предложенные нами, взяты из черных списков адресов массовой регистрации.

Второй сайт к «однодневкам» отнесли также 90 процентов респондентов, десятый респондент включил компанию в список, который требует детальной проверки с помощью учредительных документов. Относительно третьего сайта, принадлежащего действующей организации, мнения разделились: 60 процентов специалистов определили компанию как «однодневку», хотя многие отметили, что сайт, возможно, принадлежал работающей фирме, которая в данный момент не ведет активную деятельность. Такой вывод был сделан на основе отсутствия свежих новостей о компании. Все 100 процентов опрошенных отнесли организацию, которой принадлежит четвертый сайт, к тем, с которыми можно заключать договор. Для оценки использовались критерии, которые относятся к рекомендациям ФНС: были доступны данные о генеральном директоре, наличествовали контактные данные, адреса. А кроме того, бухгалтеры отметили полноту и прозрачность информационных блоков сайта, рщих о деятельности организации, ее развитии. Мнения относительно пятой компании разделились: 60 процентов опрошенных сказали, что это действительно работающая компания, 50 процентов отнесли ее к фирме, с которой сотрудничать рискованно. Сложность оценки заключалась в том, что сайт был создан на английском языке и отсутствовал перевод на русский. Вот почему даже наличие документов не убедило специалистов в добросовестности организации: так как их требовалось дополнительно проверять, от сотрудничества с этой фирмой многие предпочли отказаться.

По результатам оценки сайтов можно прийти к выводу, что первоначальные критерии выявления недобросовестных компаний лишь частично соотносятся с рекомендациями ФНС.

Специалисты делают заключения, опираясь как на общее впечатление от интернет-страниц, так и на основе сведений о руководителях организации, о местонахождении фирмы, наличии реквизитов и учредительных документов, которые, тем не менее, еще потребуют дополнительной проверки. К окончательному решению может привести лишь последующий анализ, в котором документальное подтверждение полномочий руководителя часто заменяется личным знакомством с ним, к бумагам об аренде добавляется проверка местонахождения помещений организации. Кроме того, бухгалтеры стараются собрать некое досье на фирму, но зачастую не все рекомендованные ФНС документы, а лишь те, что поставщик готов предоставить самостоятельно, так как запрос этой информации из дополнительных источников требует много времени. Стоит отметить, что некоторые респонденты звонили в компании, участвующие в эксперименте, и просили соединить их с директором, в чем им было отказано. Не исключено, что и при реальном заключении сделки сотрудники компании-поставщика поступят таким же образом.

Однако даже если пойти навстречу чиновникам из ФНС и подготовить полный перечень перечисленных ими документов, все равно нет гарантий, что вполне респектабельный контрагент не окажется в конце концов недобросовестным. Не лишено вероятности, что на момент заключения договора все было гладко, но проработал директор фирмы-контрагента недолго, и ничего предосудительного за ним не числилось... Однако вполне может статься, что пройдет какое-то время, и арендованный офис опустеет все работники будут уволены, а учредитель окажется недееспособным.

Есть ли панацея?

Только налоговая служба обладает необходимыми полномочиями на проведение проверки исполнения контрагентом своих обязательств перед бюджетом. Покупатель лишен возможности требовать подтверждения добросовестности поставщика, поскольку он не наделен такими полномочиями.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей призвана ограничить доступ в гражданский оборот таких субъектов, отношения с которыми небезопасны для других его участников. По сути, свидетельство о государственной регистрации фирмы является знаком того, что государство разрешило иметь дело с этим лицом. Кроме того, существующий порядок регистрации основан на принципе публичной достоверности. Он заключается в том, что сведения Единого государственного реестра признаются соответствующими действительности. Следовательно, покупатель, принимающий такие сведения за основу своей деятельности, является добросовестным, а получение выписки из ЕГРЮЛ подтверждает его осторожность и должную осмотрительность.

Не вызывает сомнений необходимость борьбы с недобросовестными поставщиками и «серыми» схемами, однако хочется ожидать большей эффективности от усилий ФНС. Остается уповать на дальнейшее совершенствование законодательства и освобождение налогоплательщиков от несвойственных им обязанностей.

Юлия Вольская, эксперт журнала "Расчет"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...