Что изменилось в законе о СМИ?

24.11.2011 распечатать

Для средств массовой информации вопросы учета и налогообложения тоже актуальны. На каких условиях и в каком порядке в преддверии выборов периодические печатные издания и телерадиовещательные компании предоставляют печатную площадь и эфирное время для проведения предвыборной агитации? Существуют ли особенности налогообложения подобных услуг?

Всем известно, что в стране предстоят выборы. Кандидаты от различных партий всеми доступными способами знакомят избирателей, то есть нас с вами, с предвыборными обещаниями. Программы и лозунги, призывы и слоганы, агитирующие проголосовать и сделать свой выбор, широким информационным потоком заполнят газетные полосы, телевизионные экраны и радиоэфир.

Как же организовать работу и построить учет СМИ, на плечи которых возложено донести всю эту информацию? Разберемся по порядку.

Базовые понятия

Под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

С 10 ноября 2011 года под средствами массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле- и видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (абз. 3 ст. 2 Закона № 2124-1 «О средствах массовой информации»; далее — Закон № 2124-1). Начиная с указанной даты к средствам массовой информации относятся интернет-сайты, прошедшие соответствующую регистрацию (абз. 3, 16 ст. 2 Закона № 2124-1).

При этом под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Предоставление печатной площади и эфирного времени

Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях содержатся в статье 51 Закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Закон № 19-ФЗ).

Это ВАЖНО!

Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь.

Зарегистрированным кандидатам может предоставляться эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях бесплатно либо за плату.

Бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь предоставляются политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в порядке, предусмотренном настоящим Законом № 19-ФЗ. Он предусмотрен статьями 51, 52 и 53 указанного законодательного акта.

Бесплатное эфирное время и печатная площадь предоставляется не всегда и не всем. Об этом сказанно в пункте 2.1 статьи 51 Закона № 19-ФЗ. Бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, который на ближайших выборах Президента РФ получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Не сможет получить бесплатную печатную площадь и эфир и политическая партия, являющаяся правопреемником такой политической партии.

Очевидно, что кандидату, выдвинутому указанными политическими партиями, на бесплатные эфир и площадь рассчитывать не приходится. На это указывает и подпункт 3 пункта 2.1 статьи 51 Закона № 19-ФЗ.

Предоставляя бесплатный эфир и печатную площадь, следует очень внимательно изучить регистрационные документы политической партии. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, который на ближайших выборах Президента получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, может присоединиться к другой партии. В таком случае партия, являющаяся правопреемником присоединившейся к ней политической партии, сохраняет право на бесплатный эфир и печатную площадь. Такое исключение предусмотрено пунктом 2.2 статьи 51 Закона № 19-ФЗ.

Обратите внимание, что политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрация политических партий осуществляется с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений, установленного Законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность как юридические лица с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Зарегистрированные кандидаты, политические партии, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов.

Если по итогам выборов принимается решение о повторном голосовании,то эфирное время, печатная площадь предоставляются двум зарегистрированным кандидатам, по которым проводится повторное голосование.

Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в том числе для представления избирателям своих предвыборных программ.

Что касается организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий муниципального уровня, то они имеют право предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь за плату.

Условия, при которых негосударственные организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий , имеют право предоставлять платную печатную площадь и эфирное время, содержатся в пункте 7 статьи 51 Закона № 19-ФЗ.

Так, коммерческие организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, должны быть зарегистрированы не менее чем за один год до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента.

Право выделять зарегистрированным кандидатам платное эфирное время и платную печатную площадь предоставлено также редакциям негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями либо их структурными подразделениями. Такие редакции могут предоставляться платные эфир и печатную площадь даже в том случае, если были зарегистрированы менее чем за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные пунктами 8 и 9 статьи 51 Закона № 19-ФЗ.

Данными положениями установлены условия, обязательные для всех редакций, предоставляющих платное эфирное время и печатную площадь в предвыборной кампании. Условия оплаты предоставленного эфирного времени и печатной площади должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами или политическими партиями, выдвинувшими кандидатов.

Особые правила

В целях Закона № 19-ФЗ под периодическим печатным изданием, учрежденным кандидатом, понимается периодическое печатное издание, зарегистрированное гражданином или гражданами Российской Федерации, участвующими в выборах Президента в качестве кандидатов. Такое печатное издание должно быть учреждено не менее чем за один год до начала избирательной кампании.

Опубликовать, представить и учесть

Соответствующая организация телерадиовещания, а также редакция периодического печатного издания в обязательном порядке публикует сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Публикация должна быть осуществлена не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента.

В тот же срок указанные выше сведения с уведомлением о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь должны быть представлены:

  • общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации; 
  • региональными и муниципальными организациями телерадиовещания, редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

От предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации могут отказаться негосударственные и муниципальные организации телерадиовещания и периодические печатные издания, специализированные организации телерадиовещания и периодические печатные издания. Для этого достаточно просто не представить в соответствующую избирательную комиссию уведомления о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь. Государственные периодические печатные издания могут воспользоваться правом отказать, если они выходят с периодичностью реже одного раза в неделю.

Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий всех форм собственности, предоставившие эфирное время, печатную площадь, обязаны вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами и порядком ведения такого учета. Форма и порядок учета устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Особые правила

Формы ведения организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий отдельного учета объемов и стоимости бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади, предоставленных зарегистрированным кандидатам, а также отдельного учета объемов бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, предоставленных политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента, установлены постановлением Центризбиркома РФ от 12 мая 2011 г. № 10/96-6.

В течение 10 дней после дня голосования данные этого учета должны быть представлены:

  • общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
  • региональными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

Организации телерадиовещания и редакции общероссийских периодических печатных изданий всех форм собственности, предоставившие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям эфирное время и печатную площадь, обязаны предоставлять документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата на выполнение платных работ и оказание платных услуг. Общероссийские редакции предоставляют документы по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Региональные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий предоставляют указанные документы также по запросам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, политической партией до предоставления эфирного времени, печатной площади заключается пимсьменный договор о предоставлении бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади, указанные в пунктах 11 - 13 статьи 51 Закона № 19-ФЗ,не менее трех лет со дня голосования.

Налоговые особенности

Операции по реализации услуг на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС. При этом безвозмездное оказание услуг в целях главы 21 Налогового кодекса признается реализацией и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При реализации услуг на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость оказанных услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 Налогового кодекса, без НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Согласно подпункту 28 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, освобождаются от обложения НДС операции по безвозмездному оказанию в соответствии с законодательством услуг по предоставлению эфирного времени и (или) печатной площади на территории РФ .

Организации вправе отказаться от освобождения таких операций от обложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в порядке, установленном пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса.

Для того, чтобы отказаться от освобождения указанных операций от налогообложения, необходимо представить в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление. Сделать это необходимо в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого редакция намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Заметим, что такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. Отказаться от освобождения или приостановить его можно на срок не менее одного года.

Освобождение от обложения НДС предоставляется при условии наличия у данной организации соответствующей лицензии (ст. 31 Закона № 2124-1, п. 6 ст. 149 НК РФ).

Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...