Как "упрощенцы" будут вести бухучет и сдавать отчетность

16.11.2011

Депутаты планируют изменить закон «О бухгалтерском учете». Одно из важных вводимых новшеств – организации, применяющие УСН, должны будут вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в налоговые органы.

Предыдущая редакция документа освобождала их от этой обязанности. Предполагается, что жить по новым правилам бухгалтерам придется с 1 января 2012 года. Рассмотрим, на ком в первую очередь отразятся изменения и как к ним подготовиться.

Как сейчас?

Согласно действующему законодательству организации-«упрощенцы» обязаны вести учет основных средств и нематериальных активов. В то же время они освобождены от необходимости составления бухгалтерского учета и его представления в налоговые органы. Минфин высказывал иную точку зрения, ссылаясь на Гражданский кодекс и Закон № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью». Ведомство постановило, что организации-«упрощенцы» не вправе не вести бухучет, что, в общем-то, не противоречит сложившейся практике.

Большинство «упрощенцев» ведут эту отчетность для нужд организации, отсутствие необходимости сдавать ее в налоговую существенно облегчает им жизнь. Во-первых, это не привязывает бухгалтеров к определенному сроку сдачи документов в ИФНС. Поэтому у предприятия нет риска получить штраф за несвоевременное представление отчетности или за ошибки в ней. Во-вторых, многие фирмы не нуждаются в полноценном бухучете. Сегодня сотрудники фирм на УСН могут не отвлекаться на составление проводок, которые им в принципе ничего не дают. На «упрощенке» со ставкой по налогам в 6 процентов суммы учитываются в книге доходов. Грубо говоря, получили деньги на расчетный счет или в кассу, умножили на 6 процентов, вычли пенсионные взносы, и все – декларация раз в год. А если поправки будут приняты, появится много дополнительной, а главное – не нужной компаниям работы. Кроме того, отчетностью в небольших компаниях достаточно часто занимаются сами руководители; если нет потребности в составлении сложных отчетов, они могут обходиться своими силами, тем самым экономя бюджет организации. Обновленный закон вынудит их обращаться за советом в консалтинговые компании или нанимать штатного бухгалтера.

На ком отразится?

После принятия закона все коммерческие и некоммерческие организации будут обязаны вести бухгалтерский учет и подавать документы в налоговый орган. По-прежнему сохранятся преференции для индивидуальных предпринимателей (вне зависимости от применяемой системы налогообложения). Они освобождены от ведения полноценной отчетности. Их основной обязанностью остается ведение учета для целей исчисления налоговой базы и суммы налога.

Волноваться следует бухгалтеру, который работает в организации, применяющей УСН. Данные новации в первую очередь отразятся на объемах работы всех юридических лиц с этой системой налогообложения. Ведь даже если раньше специалист компании, применяющей «упрощенку», вел учет в полном объеме, он все равно не был обязан сдавать ее в инспекцию. А следовательно, мог вести документы в удобной для себя форме и не соблюдать все предписания чиновников и различных инстанций. Особенно следует отметить сложность современного учета, а также разнообразие различных нормативных актов, писем, разъяснений, которые должен учитывать специалист в своей работе. Требования к сотрудникам постоянно повышаются, и вводимые поправки еще на одну ступень поднимут планку. То есть если раньше выполнять работу по бухучету компании на УСН мог сотрудник не самой высокой квалификации, и при этом он хорошо справлялся со своими обязанностями, то теперь ему придется повысить уровень или уступить свое место более квалифицированным специалистам.

Кроме того, у бухгалтеров работы существенно увеличится, а вот отразится ли это на заработной плате, неизвестно. В любом случае руководитель компании будет недоволен такими переменами.

Как подготовиться?

Но не стоит переживать из-за нововведений. Ведь нам не привыкать к тому, что законодательство постоянно меняется, а бухгалтерский и налоговый учет становится все сложнее. До вступления в силу поправок еще есть время, и можно изучить все изменения, которые принесет обновленный документ.

Директору организации нужно подумать о том, что качество ведения отчетности – это страховка бизнеса и помощь в развитии компании. Ведь он защищен только тогда, когда его бухгалтерский и налоговый учет ведет профессионал. Некомпетентное выполнение этой работы способно привести к штрафам, санкциям со стороны ИФНС, риску выездных налоговых проверок. Поэтому если не хватает своих кадров, стоит воспользоваться помощью консалтинговых компаний, которые всегда имеют высокий уровень подготовки бухгалтеров, контролируют уровень их профессиональных знаний, отслеживают и применяют на практике изменения в законодательстве.

Кстати, помимо сложностей, которые принесут изменения закона, можно отметить и его положительное влияние. Ведь увеличение объемов работы, с которыми руководители небольших компаний не смогут справиться самостоятельно, потребует привлечения специалистов со стороны.

«Сейчас я стараюсь всю текущую работу предприятия вести самостоятельно: бухучет, первичные документы, кассу. На «удаленку» бухгалтеру отдаю налоговую отчетность. Это существенно снижает затраты компании, в основном за счет того, что каждый сотрудник с 2011 года обходится организации очень дорого. Если закон «О бухгалтерском учете» будет принят в нынешней редакции, придется взять в штат специалиста по учету. При этом фирме придется лишиться другого сотрудника в целях экономии. Поэтому данный документ выводит бухгалтеров в приоритет. А представителям остальных профессий придется довольствоваться выполнением обязанностей по договору, отсутствием социальных гарантий, небольшими заказами. Бухгалтерам стоит порадоваться. Да, у них прибавится работы, но за нее они получат деньги, а значит не останутся в проигрыше», – говорит исполнительный директор компании Алексей Никеров.


Поэтому закон положительно скажется на потребности в бухгалтерах, количестве вакансий. Им будет намного проще устроиться на работу. Конечно, специалистам придется «подтянуться», отследить все изменения, но их квалификация подразумевает

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное