Что делать, если уволенный сотрудник подал в суд

03.11.2011 распечатать

Если сотрудник сам ушел из компании, то, казалось бы, работодателя ничто не должно беспокоить. Поэтому трудовой спор, затеянный мирно уволившимся работником, часто сравним для организации с громом среди ясного неба.

Если иск против работодателя уже подан, самый мудрый совет – не совершайте никаких действий по отношению к уволенному работнику (ни письменных, ни устных), не посоветовавшись с юристом. В такой ситуации главная задача фирмы – аккуратно собирать доказательства того, что сотрудник пытается раздуть спор из ничего, преследуя вполне понятную цель – получить с родного предприятия побольше денег. Для того, чтобы разобраться в возникшем споре, суд будет исследовать обстоятельства, при которых сотрудником было подано заявление об увольнении по собственному желанию. Далее служителям Фемиды предстоит понять , действительно ли у работника имелось намерение прекратить трудовые отношения по собственному желанию и по каким причинам он решил сменить место работы. Судьи, как правило, проверяют дату подачи работником заявления об увольнении, не отзывалось ли это заявление и была ли соблюдена прописанная в законе процедура увольнения (мы привели далеко не полный перечень обстоятельств, которые могут заинтересовать арбитров). 

Что же может подвигнуть уже уволившегося работника подать в суд на оставленную им компанию? Чаще всего уволившийся сотрудник заявляет, что на него было оказано давление. Кроме того, в «списке популярности» сохраняют лидерство отсылки на то, что при увольнении руководством были допущены процессуальные нарушения (погрешности при написании заявления, задержка выдачи трудовой книжки и пр.). Не стоит сбрасывать со счетов и то, что уволившийся работник таким нетривиальным образом хочет за что-то поквитаться с компанией. Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов подробнее.

«Я не хотел!»

Обращаем ваше внимание, что если бывший сотрудник утверждает, будто «его ушли», то это обстоятельство подлежит проверке, и обязанность доказать его возлагается на сотрудника (подп. «а» п. 22 Постановления Пленума ВС от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», далее – ПП ВС РФ № 2).

Сотрудник утверждает, что...

…его вынудили написать заявление об уходе. Если ушедший по собственной инициативе сотрудник, обратившись в суд, докажет, что заявление об увольнении по собственному желанию было написано под давлением, то суд его восстановит и обяжет работодателя заплатить заявителю деньги за время вынужденного прогула.

Как работодателю избежать нарушения ТК. Постарайтесь все разговоры, которые так или иначе касаются увольнения по инициативе самого сотрудника, записывать на диктофон. Сейчас практически во всех мобильных телефонах есть это устройство, а иногда – и функция записи голоса во время беседы. Зафиксируйте разговор с увольняемым сотрудником, и в суде он уже не сможет утверждать, что начальник ему угрожал или шантажировал, вынуждая покинуть компанию. Можно возобновить разговор с сотрудником об увольнении очно и при свидетелях, которые смогут подтвердить, что никаких действий по принуждению работника к уходу не было. 

Если нарушение допущено. Сразу отметим, что свою невиновность в данном случае работодателю доказывать не нужно. Ведь согласно подпункту «а» пункта 22 ПП ВС РФ № 2, если сотрудник утверждает, что его уход был вынужденным, он должен сам доказать факт принуждения. Если он не сможет аргументированно это подтвердить, будет считаться, что принуждения не было. В любом случае одних лишь свидетельских показаний для того чтобы доказать в суде, что на сотрудника было оказано давление, недостаточно. Здесь письменные доказательства имеют преимущество перед устными заявлениями. Кроме того, в суде можно поинтересоваться у обвиняющего компанию работника, в чем именно выражалось «давление». И если он скажет, что это были угрозы (его припугнули, к примеру, что могут уволить по «нехорошей» статье), то шансов выиграть спор у заявителя станет еще меньше. Как пояснил автору статьи практикующий адвокат (в недалеком прошлом – помощник прокурора), под угрозой, как правило, понимается угроза причинения вреда жизни и здоровью работника и близким родственникам.

Сотрудник утверждает, что...

...заявление об уходе по собственному желанию написано (или подписано) не им. Расторжение трудового договора по инициативе работника может быть произведено лишь на основании его письменного заявления. Имейте в виду – другие «формы» доказательства волеизъявления человека, как, например, показания свидетелей или заявления, якобы «надиктованные» работником, но на самом деле написанные и (или) подписанные кем-то другим, при возникновении спора не вызовут у судей особого доверия, и работодатель потерпит поражение.

Как работодателю избежать нарушения ТК. Настаивайте, чтобы заявление было написано при свидетелях. Тогда у работника не возникнет соблазна оспаривать факт собственного участия в написании данного документа. 

Если нарушение допущено. Если показаний свидетелей в пользу компании нет, то просите суд о назначении почерковедческой экспертизы (хотя и здесь бывают случаи, когда специалисты не могут достоверно установить лицо, написавшее и (или) подписавшее заявление). Иногда представители фирм ходатайствуют и о применении полиграфа (детектора лжи). Внимание! Следите за тем, чтобы заявления на увольнение по собственному желанию сотрудники целиком писали «от руки». Если оно напечатано — это, по заверению судей, реальный повод его опротестовать. Факт, конечно, не определяющий, но и его не стоит сбрасывать со счетов.

Сотрудник нарочно включает в заявление об уходе...

...неоднозначные формулировки. Это касается, например, изложения «увольнительной» даты. Напомним, что согласно статье 80 Трудового кодекса работник имеет право расторгнуть трудовой договор, письменно предупредив об этом работодателя не позднее чем за две недели, которые начинают отсчитываться со следующего дня после получения работодателем «увольнительного» документа.

«Проблемы, как правило, начинаются при подаче заявления, в котором сотрудник просит уволить его до окончания срока предупреждения, а перед предлагаемой датой поставлен предлог «с» (например: «…прошу уволить меня по собственному желанию с 01 сентября 2011 г.»), – предупреждает в прошлом адвокат, а теперь руководитель отдела кадров Светлана Гуреева. – В результате бывает довольно сложно определить, какой же день будет последним рабочим днем работника: указанный в заявлении или же предыдущий?»


Как работодателю избежать нарушения ТК. Имейте в виду – ошибка в данном случае может довольно дорого обойтись компании. Ведь если сотрудник, столь хитро составивший документ, через некоторое время обратится в суд, чтобы признать увольнение незаконным, и если ему это удастся, то, учитывая, что подобные разбирательства могут тянуться по полгода, фирма будет обязана не только восстановить бывшего сотрудника на работе, но и оплатить ему вынужденный прогул за все время тяжбы. Согласитесь, перспектива не из приятных. Поэтому, чтобы маленький предлог не принес вашей компании больших проблем, лучше всего предлагать увольняющимся сотрудникам писать заявления по заранее подготовленному, проверенному и утвержденному образцу. Если же сотрудник с недоверием отнесется к предложению написать документ по вашему «стандарту», то попросите чересчур подозрительного работника четко указать дату последнего дня его труда в вашей организации, избегая при этом любой двусмысленности формулировок (например: «Прошу меня уволить по собственному желанию 01 сентября 2011 г.»). 

Если нарушение допущено. К сожалению, если в такой ситуации у работника окажется «на руках» злосчастное заявление, у фирмы практически не остается шансов на победу. Доказывать суду, что сотрудник преднамеренно «запутал» кадровиков, – дело неблагодарное, а ссылки руководства на дополнительные письма хитрому работнику, написанные, как правило, уже после подачи иска, но датированные «задними» числами (например, «прошу разъяснить, какого числа хотите быть уволенным») мало того что смешно выглядят, так еще и абсолютно нецелесообразны: сотрудник сразу же заявит, что их не получал. 

С возвратом!

Немало спорных моментов связано и с отзывом «увольнительного» заявления. Напомним, что до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любой форме и в любое время отозвать свое заявление (абз. 4 ст. 80 ТК). Именно формулировка «в любой форме», т. е. неопределенность, в которой необходимо заявить о своем желании и дальше продолжать работу в этой компании, и является камнем преткновения.

Сотрудник ссылается на то...

...что оправил заявление об отзыве заказным письмом без описи. Спорщик может предъявить правильно и аккуратно оформленное заявление об отзыве (и намекнуть, что готов показать этот документ и в суде) с квитанцией о «заказной» отправке и уведомлением, что представитель компании это письмо получил. На самом же деле ситуация напоминает «дешевый развод»: никакого отзыва он мог и не отправлять, а в конверт вложить что угодно (открытку, рекламу и пр.); но документы об отправке у него, тем не менее, будут.

Как работодателю избежать нарушения ТК. Если ситуация возникла до обращения в суд, скорее всего, она ничем вам не грозит. Для собственного спокойствия можно попросить, чтобы сотрудник (секретарь), который получил и вскрыл «письмо ни с чем», написал по этому поводу объяснительную (в идеале датированную тем числом, когда письмо было получено). И наведите справки, нет ли в почтовом отделении, которое обслуживает компанию, камер наблюдения.

Если нарушение допущено. Ваш главный козырь в суде – это то, что письмо было оправлено без описи вложения. Ведь подтверждение отправки еще не означает, что отправлен был именно отзыв заявления об увольнении, а не распечатка анекдотов о глупом начальнике. И даже если оппонент предъявит экземпляр (как он наверняка будет утверждать – второй) отзыва, то опять же доказать, что именно оно было отправлено, сотрудник не сможет. Если он вдруг приведет двух свидетелей, которые якобы видели, как он вкладывал и запечатывал именно заявление, то обратите внимание суда, что это по меньшей мере странно. Для этого людям, зашедшим на почту по делам, надо было четко рассмотреть отправляемую бумагу, пристально наблюдать за действиями сотрудника, а потом еще оставить ему свои координаты. Если же свидетелями выступят знакомые вашего противника, то вполне реально поставить вопрос о том, что они вполне могли вступить в сговор с вашим оппонентом. 

Сотрудник ссылается на то...

...что об отзыве «увольнительного» заявления сообщил в устной форме, а также на то, что отзыв был направлен факсом или по электронной почте. «Один раз мне пришлось участвовать в разрешении такого спора, – делится впечатлениями Светлана Гуреева. – Повздорив с коллегами, сотрудница написала заявление об уходе и зарегистрировала его у секретаря. Потом успокоилась и увольняться передумала. В отделе кадров ей объяснили, что писать «аннулирующее» заявление не надо, достаточно того, что она объявила об этом устно».

Как работодателю избежать нарушения ТК. Если сотрудник будет настаивать на том, что несмотря ни на что, направлял отзыв на «увольнительное» заявление, еще раз тщательно проверьте электронный и абонентский ящики, папку с входящей корреспонденцией, а также лотки и ящики, куда на фирме принято складывать еще не разобранные факсы. Если поиски результата не дали, то попросите сотрудника изложить свои претензии письменно, а для верности, как только он начнет этот разговор, извинитесь, скажите, как видно, разговор будет долгим, а вам необходимо сделать один звонок (на самом деле вам надо, не вызвав подозрений манипуляциями с телефоном, включить диктофон). При этом ваша главная цель, чтобы спорщик описал, где, когда и при каких обстоятельствах им был отправлен отзыв (так вы поймете, не было ли поблизости видеокамер и были ли при этом свидетели). Постарайтесь, чтобы он подтвердил тот факт, что представитель компании действительно искал отзыв.

Если нарушение допущено. Приготовьтесь к тому, что работник (или его адвокат) в суде будет утверждать, что устный отзыв не противоречит закону, а также то, что имеются сотрудники, которые слышали, как ваш оппонент передумал увольняться. К сожалению, если найдутся свидетели, которые не будут путаться в показаниях и «расходиться» в деталях, то суд, скорее всего, поддержит уволенного работника. Если же свидетелей нет, то у фирмы есть реальный шанс выиграть спор. Ведь главное – это установить, что если заявление сотрудник отозвал, то отзыв этот исходил именно от того самого сотрудника, который писал заявление об уходе. Для этого связь, которой воспользовался «торопыга», должна позволять достоверно установить, от кого именно исходил «аннулирующий» документ. Хотя некоторые, например, считают, что при отправке документа факсом для идентификации вполне достаточно строки, которую аппарат автоматически проставляет вверху каждой передаваемой страницы. Однако эта строка ничего не доказывает. По ней, конечно, можно вычислить сам аппарат, номер телефона, дату и время отправки. Но ведь все понимают, что факсом может воспользоваться кто угодно. Поэтому доказать, что отзыв отправил именно тот гражданин, который ранее написал заявление об увольнении, в данном случае весьма проблематично (если, опять же, не отыщутся свидетели отправки или снимки с камеры. В последнем случае настаивайте, чтобы суд проверил, не монтировались ли эти данные).

Примерно так же дело обстоит и с электронной почтой. Однако тут мы сталкиваемся с вопросом: будет ли являться электронное письмо доказательством волеизъявления, в том числе и для судьи? Дело в том, что согласно Гражданско-правовому кодексу, письменными доказательствами являются документы, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом (ст. 71 ГПК). Кроме того, в Законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» указано, что документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Но идентифицировать электронный документ иначе как с помощью ЭЦП нельзя. Только цифровая подпись может подтвердить, что электронное письмо не было подделано, и что с момента создания в нем не было изменено ни одного символа (даты, формулировки и пр.). Таким образом, электронное письмо без ЭЦП не может служить полноценным подтверждением того, что сотрудник, написавший заявление об уходе, действительно отозвал этот документ в определенном законом порядке.

Внимание!

Если сотрудник, отозвавший заявление об уходе по собственному желанию, не предупредил об этом работодателя, хотя и имеет такую возможность (ведь в разговоре или на бумаге он указал дату, когда отзывал заявление!), то можно поставить перед судом вопрос о том, чтобы квалифицировать данное поведение как злоупотребление правом. Напомним, судьи Верховного Суда высказали мнение, что сокрытие работниками фактов, информация о которых необходима работодателю для принятия кадровых решений с учетом тех гарантий, которые предоставлены сотрудникам Законом в случае расторжения с ними трудовых договоров, недопустимо (п. 27 ПП ВС РФ № 2). Иначе работники не соблюдают общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом. А при установлении факта злоупотребления правом со стороны сотрудника «суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе… поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника» (п. 27 ПП ВС РФ №2).

Подводя итог, можно рекомендовать работодателям быть более осмотрительными и внимательными, если предстоит расстаться с сотрудником . Далеко не все сотрудники настроены воинственно по отношению к бывшему работодателю. В конечном итоге очень многое зависит от того, как компания решает расстаться с тем или иным сотрудником. Есть случаи, когда после массовых увольнений и сокращений не подавалось ни одного иска, а бывает так, что увольнение одного человека оборачивается длительными судебными тяжбами и бесконечными разбирательствами.

Анна Волович, эксперт журнала "Расчет"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...