Учет расходов на нотариуса

12.10.2011 распечатать

За время своей работы бухгалтер обращается к специалистам разного рода и класса: то нужна помощь налогового консультанта, то адвоката. Попадет он непременно и на прием к нотариусу. О специфике взаимоотношений с юристами этого направления и пойдет речь.

Обычная история: необходимо открыть новый расчетный счет. Для этого бухгалтер обращается к нотариусу, чтобы тот заверил все документы (устав, учредительный договор, выписку из ЕГРЮЛ и др.). Это является обязательной процедурой. В налоговом учете затрат на услуги такого специалиста существуют определенные тонкости. Расскажем о них.

Справка спасет от споров

Для подтверждения затрат на нотариуса вам достаточно будет справки от него с перечнем оказанных услуг и их стоимостью (письмо Минфина России от 24.10.2003 № 16-00-24/45).

Так как единого образца справок не существует, каждый нотариус разрабатывает форму самостоятельно. Поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы были указаны все необходимые реквизиты для первичных документов, приведенные в Законе «О бухгалтерском учете», и стоимость услуг.

К слову сказать, нотариусы не подпадают под закон о применении ККТ, поэтому можно обойтись без кассового чека и бланка строгой отчетности.

Отметим, что ст. 264 НК РФ не предусматривает обязательного оформления нотариальных услуг. Но все же это стоит делать, дабы избежать лишних споров с государственными службами и партнерами по бизнесу.

Экономим на консультации

Расходы на оплату услуг нотариусов уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ) в пределах установленных тарифов.

При заверении документов или подписей по собственной инициативе (существует еще обязательная нотариальная форма, которая требуется по закону) с 1 января 1995 года установлены четкие расценки. Часть из них содержится в ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1. А вот размер государственной пошлины за обязательное нотариальное оформление как для государственных, так и для частных нотариусов установлен в ст. 333.24 НК РФ.

И все же несмотря на установленные законом ставки многие нотариусы завышают цены на свои услуги. Объясняют они это тем, что в стоимость их работ включены оказанные технические или юридические услуги. И закон, как оказывается, им этого не запрещает. Так, ст. 23 Основ законодательства о нотариате гласит: «Источником финансирования деятельности нотариуса... являются денежные средства, полученные им за... оказание услуг правового и технического характера».

Поэтому при обращении к нотариусу об этом следует знать, чтобы потом отнести всю сумму «нотариальных» затрат в состав налоговых расходов. Так что после получения консультации необходимо попросить нотариуса в справке разделить плату на две части: за нотариальное заверение согласно установленным тарифам и за информационные услуги (либо за выполнение технической работы).

Закон этого не запрещает. Наоборот, в ст. 264 Налогового кодекса согласно пункту о прочих расходах разрешено включать затраты на юридические, информационные и консультационные услуги. Таким образом, сверхлимитные суммы можно провести как расходы, скажем, на юридическую консультацию.

Справляемся с НДС

И еще стоит учитывать следующее. Последнее время нотариусы начали в стоимость своих услуг включать НДС. При этом они поясняют: налог не берется за действия, перечисленные в главе 25.3 НК РФ «Государственная пошлина» (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Остальные же действия должны облагаться налогом в обычном порядке.

Если фирма оплатила услуги нотариуса с учетом НДС, безусловно, она захочет поставить его к вычету. И вот возникают новые трудности: ведь получить счет-фактуру от нотариуса вам не удастся, поскольку его нельзя отнести к плательщикам НДС. В ст. 1 Основ законодательства о нотариате сказано, что «...нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли». Следовательно, никакой добавленной стоимости не может быть в принципе. Поэтому единственный совет в такой ситуации – относить всю сумму затрат (НДС) на расходы. Правда, есть еще один рисковый вариант: сделать вычет НДС на основании справок, в которых сумма налога должна быть выделена отдельно.

Больше полномочий

И о новшествах, которые ожидаются в сфере нотариата.

Сегодня деятельность российских нотариусов достаточно узкофункциональна. Они не совершают удостоверение сделок с недвижимостью, кроме договора ренты (пожизненное содержание с иждивением).

Есть мнение, что нет смысла держать армию работников (в общей сложности около 8 тысяч человек) только ради освидетельствования подписей и удостоверения копий, составляющих 4/5 от всех нотариальных действий.

Однако в ближайшее время в России ожидается реформа нотариата. Идея вернуть обязательную нотариальную форму договоров с недвижимостью возродилась вновь. Об этом шла речь на Евроазиатском правовом конгрессе, где главная тема звучала как «Право и модернизация: приоритеты и стратегия».

Заповеди нотариуса:

- уважай органы государственной власти и органы профессионального сообщества;

- воздержись, даже если малейшее сомнение делает неясными твои действия;

- воздавай должное правде;

- действуй осмотрительно;

- изучай с пристрастием;

- советуйся с честью;

- руководствуйся справедливостью;

- ограничивайся законом;

- работай с достоинством;

- помни, что твоя миссия состоит в том, чтобы не было споров между людьми.

(Заповеди из доклада эквадорской делегации нотариусов на пленарном заседании 89-го Международного конгресса Латинского Нотариата в Мексике в 1965 г.).

Что называется, по свежим следам Минюст подготовил концепцию, которая предусматривает расширение полномочий нотариата. Новый проект закона предполагает, что нотариус получит право проверять информацию всех представленных документов, запрашивать подтверждение и т. д.

К тому же в скором времени нотариусам выдадут электронные цифровые подписи для составления электронных цифровых документов. Использовать электронную подпись нотариусам разрешат наравне с личной печатью, штампом и бланками.

Более того, согласно законопроекту Минюста нотариусы получат право истребовать документы в электронном виде у государственных органов, физических и юридических лиц. В число их полномочий также предлагается включить право удостоверять равнозначность электронных и бумажных документов.

Возможно, механизм оформления доверенности тоже подвергнется изменениям. В ближайших планах Федеральной нотариальной палаты (ФНП) заключение соглашения со Сбербанком для получения данных в электронном виде о счетах наследодателей и с ЦБ РФ для передачи информации о кредитных историях граждан.

Без рисков

Еще одним новшеством стало предложение о введении федерального компенсационного фонда, который наряду с персональным и коллективным страхованием ответственности будет обеспечивать недопущение сговора нотариуса с клиентами.

По словам президента Федеральной налоговой палаты (ФНП) Марии Сазоновой, внесенные поправки позволили бы на правовом уровне защититься от рейдерства, а также мошенничества на рынке недвижимости. «Вернув нотариальную форму, государство только выиграет, так как будет получено дополнительное контролирующее звено, позволяющее на начальном этапе выявлять сомнительные сделки», – отметила она.

Прозрачный процесс

По всему видно, что Министерство юстиции всерьез взялось за реформирование нотариата. Чтобы совсем очистить этот сегмент от коррупции и сделать его максимально прозрачным, ведомство решило, что желающим получить заветную печать придется пройти строжайший многоуровневый отбор.

Сперва нужно будет сдать экзамены, потом долго стажироваться. Однако и на этом Минюст останавливаться не намерен: ко всему вышесказанному необходима победа на конкурсе. Списки кандидатов, допущенных к конкурсу, будут публиковать в Сети. Ведомство планирует создать Высшую конкурсную комиссию, которая будет следить за чистотой отбора нотариусов. Для полной прозрачности процесса выбирать человека с печатью предлагается под видеозапись.

И только после всех перипетий у испытуемых есть шанс получить лицензию. Столь тернистый путь к месту нотариуса чиновники Минюста объясняют желанием обеспечить доступ в профессию наиболее компетентным людям.

И, пожалуй, не зря. Ведь мошеннические схемы, прием на работу только родственников (иногда встречаются целые семейные кланы) и иных протеже в нотариальной среде дело, скажем честно, если не обыденное, то точно не удивительное. По данным Марии Сазоновой, ежегодно ФНП лишает полномочий порядка 100 нотариусов.

Так, в октябре 2009 года завершился скандальный судебный процесс, в центре которого оказалась московский юрист Инна Ермошкина и ее муж адвокат Алексей Ермошкин. Супругов обвиняли в мошенничестве (ст. 159 УК РФ) и легализации преступных доходов (ст. 174 УК РФ).

По версии следствия, образовав преступную группу, супруги обманным путем завладели в 2000–2005 годах 7 московскими квартирами, которые принадлежали лицам, злоупотреблявшим алкоголем.

Госпожа Ермошкина с самого начала расследования утверждала, что это уголовное дело было следствием ее борьбы с незаконными назначениями нотариусов. В итоге обвиняемая, получившая широкую известность после того, как по ее искам были лишены должностей несколько десятков столичных нотариусов, в том числе родственники высокопоставленных лиц и ее мужа, была оправдана Перовским судом Москвы. Результаты разбирательства стали скорее исключением, чем правилом, но для многих это был по-настоящему хороший жизненный урок.

Екатерина Петрова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...