Новый закон о госзакупках: за и против

11.10.2011

Президент как-то обмолвился, что на госзаказе российский бюджет ежегодно теряет около 1 трлн рублей. Причиной столь огромных затрат является сильная коррумпированность и многолетнее отсутствие каких-либо кардинальных перемен. Свежим глотком воздуха в сфере госзакупок призваны стать сразу два документа, разработанных Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой. Неувязка одна: между ними возникли труднопреодолимые разногласия. Впрочем, уже нашелся и примиритель...

Законопроект «О федеральной контрактной системе» (ФКС), который должен прийти на смену действующему (и вызывающему много нареканий Закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О госзакупках») презентовали лично министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина со «свитой» своих подчиненных. Впрочем, это не помешало различным экспертам и аналитикам обнаружить в нем кучу расхождений и недоработок.

Общественный контроль

По словам разработчиков проекта, нынешний закон о госзакупках регламентирует лишь процедуру госзаказа. Новый же проект позволит создать «сквозную систему» планирования и осуществления закупок, контроля за их эффективностью.

«Первоочередная задача – решить те острые проблемы, которые накопились в сфере госзакупок. Вторая – дать новую правовую систему координат для долгосрочного развития системы государственного заказа», – заявила г-жа Набиуллина. Что ж, долгосрочные перспективы – это замечательно, но вот разобраться с текущими проблемами, когда из бюджета в карманы столь же «дальновидных» чиновников утекают огромные средства, будет непросто. Впрочем, министра это не пугает – деваться-то все равно некуда.

Первым и главным шагом к реформированию станет приход на смену электронным аукционам, чей антикоррупционный потенциал, по мнению главы министерства, давно исчерпан, открытых конкурсов и даже переговоров заказчиков с исполнителями. Такое нововведение полностью соответствует международной практике.

Впервые в отечественном законодательстве предусмотрено создание заказчиком специальных структурных подразделений – контрактных служб. В полномочия данных структур планируется включить подготовку плана обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработку плана-графика осуществления закупок, подготовку документации о закупках, заключение и исполнение контракта. Все существенные действия заказчиков предлагается публиковать.

Не менее ценным стала инициатива Минэкономразвития ввести общественный контроль за всем процессом госзакупок. При Правительстве РФ планируется создать Совет по федеральной контрактной системе. Входить в это объединение будут представители широкого слоя общественных объединений. Таким организациям предоставят право направлять запросы госзаказчикам, передавать материалы в контрольные органы с требованиями устранить выявленные нарушения. Те в свою очередь будут проводить проверки «подозреваемых». Уклониться от взаимодействия с советом заказчики, то бишь министерства и ведомства, будут не вправе. Словом, прозрачность, прозрачность и еще раз прозрачность.

Война демпингу

В законопроекте закреплено такое понятие, как демпинг. Демпинг(от англ. dumping – сброс) – продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Проводится как с целями проникновения/укрепления на новом рынке, так и для вытеснения конкурентов.

В рамках осуществления процедуры закупки вводятся антидепинговые механизмы. Если цена в заявке занижена по отношению к начальной базе более чем на 25%, то заказчик вправе потребовать обоснование цены участником. В случае отсутствия в контракте расчета предлагаемой цены и ее обоснования статья 35 нового законопроекта о ФКС предусматривает право заказчика отклонить заявку.

Так как госструктуры теперь обязаны отчитываться о своих расходах, то на сайте госзакупок очень легко можно ознакомиться со всеми тратами. Порой руководители ведомств забывают про совесть и за счет федерального бюджета заказывают себе дорогие игрушки. Особенно любимыми и «дорогими» сердцу являются автомобили. Совсем недавно МВД заказало два автомобиля, каждый из которых стоимостью в 6 млн рублей. В августе Генпрокуратура приобрела за 5,4 млн рублей Merсedes-Benz, Следственный комитет России за ту же цену - Audi восьмой серии. А одна из московских войсковых частей заказала Mercedec-Benz S 500 L 4Matic за 6 152 257 рублей.

В пользу нового проекта высказалась директор Департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития РФ Ольга Анчишкина. Она поведала, что при существующих законодательных нормах «мы совершенно не защищены от демпинга и фирм-однодневок», добавив, что «сейчас мы не можем расторгать контракт, даже когда видим, что он не исполняется и поставщик недобросовестный». По новому проекту заказчик сможет расторгнуть контракт в одностороннем порядке. К примеру, при поставке товара ненадлежащего качества или в случаях, предусмотренных в документации об осуществлении закупок и контрактом.

Специально для малого бизнеса

В отдельную группу Минэкономразвития выделило вопросы, касающиеся поддержки малого бизнеса. Заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев полагает, что формирующаяся федеральная контрактная система предоставит малым предпринимателям гораздо больше возможностей, чем ФЗ-94, который, по его словам, «крайне плохо решал эту задачу». Чиновник высказал соображение, что для субъектов малого предпринимательства стоит сделать доступными не менее 10–20% госконтрактов.

Кроме того, в ведомстве г-жи Набиуллиной считают, что следует вернуться к предквалификации участников конкурсов. Общими будут, например, требования о финансовой устойчивости, отсутствии налоговых долгов. Для отдельных видов закупок правительство сможет устанавливать дополнительные требования: например, профессиональная квалификация, репутация, наличие специалистов. Всезамечательно, кроме того, что, по самым оптимистичным прикидкам, даже если законопроект будет принят в кратчайшие сроки, внедрение ФКС займет как минимум три года.

Дубль два

И все же несмотря на такое бодрое представление законопроекта о ФКС и пламенные обещания Набиуллиной навести в сфере госзакупок полный ажур ее оптимизм разделяют не все. Так, в ходе совместного обсуждения проекта между чиновниками Минэкономики и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) словно пробежала черная кошка. С самого начала работа над концепцией ФКС проходила в формате жесткого противостояния двух госструктур. Додискутировались до того, что теперь ФАС подготовила собственный проект по совершенствованию системы госзаказа.

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, сначала планировалось внести поправки в Бюджетный и Гражданский кодексы и, кончено же, в ФЗ-94. Однако позже в Минэкономразвития заявили, что планируют подготовить отдельный проект, который придет на смену нынешнему. Артемьев же полагает, что нормы кодексов должны действовать непосредственно и быть взаимоувязанными.

ФАС уполномочен заявить

По заявлению г-на Артемьева, Антимонопольная служба категорически против отмены ФЗ-94 (в рамках которого принято более 30 актов правительства), так как, по его словам, вся система госзаказа, строившаяся за последние пять лет, при этом полностью уничтожается. Руководитель ФАС заверил, что в случае победы МЭР страну захлестнет новая волна коррупции: «Растащат все, что еще осталось».

Во-первых, проект не предполагает ограничения чиновников в выборе способа торгов, что, собственно говоря, и приведет к «откатам» и произволу. Во-вторых, в законопроекте отсутствует определение твердой цены, что может привести к пересмотру цен контракта после конкурса. Поэтому смысла в этом пункте руководитель ведомства не видит вовсе и называет данное предложение профанацией.

Планирует ли Ваша компания участие в государственных конкурсах в этом году?

  • Да, хотим попробовать - 1267 (2476)
  • Да, мы постоянно участвуем в государственных конкурсах - 638 (2476)
  • Мы уже принимали участие в государственных торгах в этом году - 239 (2476)
  • Нет - 332 (2476)

http://goszakaz.ru/

Антимонопольная служба предлагает в ходе проведения конкурса отменить запрос котировок (способ заключения договора, при котором у нескольких поставщиков одновременно запрашиваются цены на ясно и однозначно специфицированную продукцию на определенных условиях поставки), а также считает необходимым регламентировать дополнительные требования к заказчику. Если сумма контракта превышает 50 млн руб., тот будет обязан (а не вправе, как в нынешней версии закона) выставить требование, чтобы к торгам допускались только те компании, которые ранее выполняли контракты на сумму не меньшую, чем 20% от суммы контракта.

Вызывает у Артемьева вопросы и пункт, по которому в случае снижения цены на 25% аукцион останавливается и поставщики свое снижение должны немедленно обосновать. Ведь списка обоснований нет, кто этим будет заниматься, неизвестно, и что делать в случае, если у нескольких компаний, участвующих в тендере, одновременно цены упадут ниже 25%.

Партнерство профессионалов госзаказа, в которое входит более 400 компаний, чиновников и представителей общественных организаций, также указывает на недостатки законопроекта Минэкономики. По мнению экспертов Партнерства, нормы документа ограничат конкуренцию при размещении заказа, будут способствовать распространению коррупции и приведут к росту цен.

В Минэкономразвития считают, что злоупотреблений больше не станет, поскольку будет повышена ответственность чиновников. Однако Эльвира Набиуллина признала, что механизм пока не отлажен, но отметила: «Ответственность должна быть дифференцированной: административной и, возможно, уголовной».

Разрешить спор о будущем госзаказа намеревается первый вице-премьер Игорь Шувалов. Для этого была создана рабочая группа, которая до конца года разработает единое решение. Руководителем новой структуры, в которую войдут представители МЭР, Минфина, ФАС, Счетной палаты и других ответственных органов власти, был назначен замминистра экономического развития Алексей Лихачев. «Группа будет дорабатывать законопроект с учетом предложений Минфина, итогов общественного обсуждения, а также предложений ФАС и других ответственных за сферу госзаказа органов власти», – прокомментировал свое назначение г-н Лихачев.

Екатерина Петрова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное