Новые правила проведения проверок

06.10.2011

С 1 августа 2011 года вступил с силу Закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Документ регламентирует некоторые новые общие правила проведения государственного и муниципального контроля и особенности проведения проверок конкретными проверяющими органами.

Как известно, основы осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Этот документ содержит общие нормы, касающиеся видов, предмета, сроков, процедур проведения проверок.

Федеральный закон № 242-ФЗ создал новую редакцию Федерального закона № 294-ФЗ. В частности, из сферы его действия полностью исключены таможенный контроль, государственный портовый контроль, надзор в национальной платежной системе, государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности, контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов (ст. 1). Не применяются нормы этого закона и при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства и при производстве по делам о причинении вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; федеральный государственный пожарный надзор; государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; государственный надзор за проведением лотерей; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

В п. 4 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ в редакции Федерального закона № 242-ФЗ ограничен общий срок проведения проверки для лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации: он не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Новой статьей 13.1 введен ранее не существовавший институт – режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов контроля (надзора) на объектах повышенной опасности. Он может применяться на объектах атомной энергии, опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях и т. д.

В то же время большая часть общих правил проведения государственного и муниципального контроля осталась неизменной.

Вне плана

Так, закон выделяет документарные и выездные проверки, которые могут быть плановыми и внеплановыми. При этом плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом органа контроля, а о проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В ст. 10 Закона № 294-ФЗ четко оговорены случаи проведения внеплановой проверки и основания, по которым она производится без предупреждения проверяемого лица.

К ним относятся:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление обращений, заявлений, информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения или причинение вреда вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этом случае выездная проверка может быть проведена только после согласования с территориальным органом прокуратуры;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями президента или Правительства РФ и на основании требования прокурора.

О проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в п. 1 и 3, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены контролирующим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения каждой из проверок в силу ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ не может превышать двадцати рабочих дней. Для небольших фирм этот срок сокращен: общая продолжительность проведения плановых выездных проверок не может превышать для малого предприятия пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Расширение полномочий

Это лишь некоторые из многочисленных общих норм, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, из которого теперь Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ сделал исключения для более чем 70 органов государственного и муниципального контроля (надзора).

Определены особенности, касающиеся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

В числе тех, кто приобрел больше полномочий, пожарный надзор, надзор за деятельностью некоммерческих организаций, надзор в области промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологический надзор, экспортный контроль, инспекция труда, надзор в области защиты прав потребителей, контроль в сфере миграции, экологический надзор и многие другие.

Например, пожарный надзор может посетить предприятие без предупреждения с внеплановой проверкой на основании поступившей жалобы или информации о нарушениях.

Миграционной службе разрешено проводить плановые проверки в сфере миграции ежегодно, а не раз в три года.

Для этого контролирующего органа расширен спектр случаев проведения внеплановых проверок, причем при выявлении факта возможного нарушения предупреждение проверяемого лица о грядущей внеплановой проверке не допускается. Продолжительность проводимых миграционной службой проверок не будет зависеть от численности работников проверяемого лица.

Ежегодные плановые проверки смогут проводить и органы Ростехнадзора в области промышленной безопасности. Сроки проведения проверок в этой сфере увеличены до 30–50 рабочих дней.

Еще более расширены полномочия инспекторов труда, которые и до выхода Федерального закона № 242-ФЗ могли на основании ст. 357 ТК РФ беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Инспекция труда имеется право провести внеплановую проверку по информации о нарушении трудового права работодателем немедленно и без предварительного согласования с прокуратурой. Незапланированная проверка без предварительного уведомления работодателя может быть назначена и на основании запроса работника о проведении контроля условий и охраны труда на его рабочем месте, а также в случае обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Кроме того, с 1 августа 2011 года в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ТК РФ дополнен ст. 353.1).

Дополнительные разъяснения по осуществлению контроля за хозяйствующими субъектами в последнее время давали Роспотребнадзор (письмо от 02.08.2011 № 01/9766-1-23 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», письмо от 08.08.2011 № 01/10020-1-32 «Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ») и МЧС (письмо от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»).

С 1 августа 2011 года в КоАП введена ст. 19.4.1, предусматривающая санкции за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора). Она предусматривает штраф до 100 000 руб.

Марина Климова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное