Налоговая на дому, или новые сервисы от ФНС

22.09.2011

Времена, когда граждане боялись налоговой, как нечистая сила ладана, когда бухгалтер в период сдачи отчетности от предвкушения всех прелестей посещения инспекции находился чуть ли не в предынфарктном состоянии, уходят в прошлое. На смену им идут другие – когда налоги будет платить легко и приятно, а очный контакт с проверяющими будет возможен лишь в экстренных случаях. В этом заверил общественность глава ФНС Михаил Мишустин на недавнем пресс-брифинге. Глава ведомства излучал такой оптимизм и выглядел настолько харизматично, что не поверить в искренность его слов и личную убежденность было сложно.

Свое выступление главный налоговик страны начал, как водится, с обнародования цифр, которые все должны были сказать сами за себя: в консолидированный бюджет РФ за шесть месяцев этого года поступило 4786 млрд рублей. Таким образом, ФНС исполнила параметры уточненного федерального бюджет на 52%, не без удовольствия доложил Мишустин. Причем поступления увеличились по основным налогам: на прибыль (37%) и по НДС (37%), что наиболее объективно характеризует состояние экономики и эффективность налогового администрирования. «Нас радует такая тенденция», – отметил руководитель ведомства.

Меньше споров – больше дела

Росту собираемости налогов, сообщил Мишустин, способствовал тот факт, что налогоплательщики (юридические лица) стали меньше спорить в судах с ФНС. «Если смотреть на суммы, которые оспаривали налогоплательщики, то есть на общую сумму требований, то в первом полугодии она снизилась на 31%», – подчеркнул он, отметив, что в первом полугодии 2010 года объем оспариваемых требований составлял 142,5 млрд рублей. Число жалоб, предъявляемых налогоплательщиками в рамках досудебного урегулирования споров, за первое полугодие 2011 года снизилось на 5 тыс. (на17%).

До чего дошел прогресс

Большое внимание руководитель ФНС уделил внедрению новых информационных технологий в систему работы с налогоплательщиками, а заодно и сам вполне наглядно продемонстрировал, что с компьютером он не просто на «ты», а в очень теплых, но вместе с тем сугубо деловых отношениях. И, сев за незнакомый ноутбук, он быстро нашел с ним общий язык и в ходе мероприятия все цифры и графики, которые возникали на широком мониторе, контролировал самостоятельно.

Здесь, наверное, уместно будет напомнить слова президента Медведева, который не так давно заявлял, что «чиновник, который не умеет пользоваться Интернетом, так же как и бизнесмен, который не умеет пользоваться компьютером, не имеет будущего». Так что будущее, несомненно, за г-ном Мишустиным и его продвинутыми коллегами.

Соответственно, ФНС будет продолжать планомерно переводить общение своих сотрудников с налогоплательщиками в электронный формат. Для регламентирования этого процесса уже утверждено порядка 40 документов.

И чем больше формализации, тем меньше вопросов, меньше начислений. По заверению главы ведомства, все, что касается налоговой отчетности, то есть все необходимое для ее своевременной сдачи, есть на сайте ФНС, можно зайти и ознакомиться. А если речь идет о дополнительных консультациях, то это уже вопрос образования, компетентности вашего бухгалтера. «Я убежденный сторонник того, чтобы снижать количество лишних контактов», – заявил Мишустин.

Сервис на дому

В плане сервиса в электронном формате ФНС продвинулась довольно далеко, а дальше этот процесс будет «расширяться и углубляться». На сайте ФНС России работают 22 онлайн-сервиса, которые ежемесячно посещают более 8 млн человек.

В начале лета в «Личном кабинете налогоплательщика» появилась функция оплаты налоговой задолженности физлиц с помощью системы «Сбербанк-онлайн». «За 1,5 месяца функционирования этого сервиса в бюджет поступило 20 млн рублей», – похвастался Мишустин. Кроме того, с 10 августа оплатить задолженность по налогам можно и через платежный сервис ЗАО «КИВИ Банк», расположенный в том же «Личном кабинете...». Уже произведено 644 платежа на сумму 360 595,98 рублей.

Наиболее популярными на портале ФНС являются электронные сервисы: «Узнай ИНН» (только за июль на него было отправлено 299 610 запросов); «Узнай адрес ИФНС» – 169 096 запросов; «Заполнить платежное поручение» – 135 707 запросов.

Кроме того, публикуются открытые сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП – в июле на сайт поступило 3109 заявок от желающих воспользоваться этой услугой.

Через полгода ФНС планирует запустить расширенную версию «Личного кабинета налогоплательщика». У налогоплательщиков появится возможность ознакомиться с состоянием своего лицевого счета, получить информацию об объектах налогообложения, просматривать налоговые уведомления.

К тому же будет введена функция обратной связи, благодаря которой налогоплательщик при обнаружении ошибок сможет обратиться в налоговую инспекцию через форму «Обратиться в ФНС». В планах значится и третий этап развития сервиса, уже с упором на удобства для юридических лиц.

Под семью замками

Как считают эксперты, внедрение новых способов общения с гражданами с помощью единой автоматизированной информационной системы поможет увеличить собираемость главных налогов муниципальных бюджетов. В этом смысле последние поправки в Налоговый кодекс пришлись очень даже кстати.

Согласно новым изменениям налоговые уведомления налогоплательщикам могут передаваться не только лично под расписку или по почте, заказным письмом, но и в электронном виде. Таким образом, ФНС удалось упростить свою деятельность и оперативно решать вопросы своевременной и полной уплаты налогов и сборов. Сегодня благодаря электронным помощникам, способным вести с гражданами общение в режиме онлайн, на налогоплательщиков собрано около 2 млрд записей в электронном виде. Из них 130 млн на физических лиц. И на этом ведомство явно останавливаться не планирует.

Единственный вопрос, который не дает покоя, – надежность системы хранения информации. Существует риск того, что сведения об имущественных налогах попадут в чужие руки и ими смогут воспользоваться разного рода мошенники. Если учитывать последние скандалы с утечкой данных с серверов крупнейших поисковиков Yandex и Google, то сомнения остаются.

В ФНС, напротив, клятвенно заверяют в стопроцентной надежности охраны персональных данных россиян, поскольку обмен информацией между компьютером и сервером зашифрован так, что не может быть прочитан третьими лицами.

Ликвидация взяток

Как заявило руководство ФНС, переход к бесконтактной работе снижает возможности для коррупции. «Чем формальнее будет процедура администрирования, чем прозрачнее будут описаны все процедуры рабочих процессов, связанных с взиманием налогов, тем проще нам будет работать на снижение коррупционных процессов, которые все равно неизбежны в любой финансовой сфере», – сказал Михаил Мишустин.

Правда, независимые исследования не позволяют разделить оптимизм господина Мишустина, а они показали, что самым мощным негативным фактором для российских компаний является госрегулирование и бюрократия. Если в I квартале 2011 года на этот фактор как на основную проблему ведения бизнеса указывал 41% респондентов, то во II квартале их доля увеличилась до 46%. Такие данные приводит «Грант Торнтон Интернешнл».

Горизонтальный мониторинг, или Сюрприз от бизнеса

Сегодня ФНС разрабатывает новые предложения об установлении непрерывного налогового контроля над крупнейшими налогоплательщиками. Программа предусматривает участие налоговиков в текущей деятельности компаний таким образом, чтобы у представителей ФНС появилась возможность буквально поселиться в их бухгалтериях.

Среди задач, которые предстоит решить ФНС России до конца года, М.В. Мишустин назвал: 1) принципиальное повышение уровня клиентоориентированности; 2) повышение эффективности налогового администрирования; 3) активное внедрение новых информационных технологий в налоговое администрирование; 4) развитие бесконтактных способов работы с налогоплательщиками; 5) повышение качества контрольной работы.

Но, как оказалось, крупные компании и сами не прочь покрепче подружиться с Федеральной налоговой службе. Юристы российских концернов предлагают сотрудничество. Они готовы регулярно предоставлять налоговым инспекторам дополнительные сведения о внутренней деятельности в обмен на информацию о планируемых проверках и опасных контрагентах.

Такие компании, как «МТС», «Роснано», «Вимм-Билль-Данн», «Газпром нефть», «Связьинвест», «РЖД» и другие, входящие в Объединение корпоративных юристов России (ОКЮР), готовы наладить партнерские отношения с налоговым ведомством. Представители этих концернов выразили желание построить диалог благодаря внедрению элементов «горизонтального мониторинга». Иными словами, мы вам обещаем регулярное раскрытие показателей налоговой нагрузки (доля налогов в выручке, эффективная ставка по налогу на прибыль и НДС) с проведением факторного анализа, обеспечим прозрачную архитектуру налогового учета, а вы нам – предварительную оценку любой запланированной сделки, предсказуемые проверки «без пристрастия». В результате налоговое партнерство между государством и бизнесом станет эффективным и бесконфликтным, так что затраты на написание сверхурочных расчетов окупятся с лихвой.

Юристы считают, что введение новой системы назрело давно. «Налоговая не учитывает в должной мере современный уровень информатизации, в то время как внедрение налогоплательщиками ERP-систем и развитие электронного документооборота позволяет обеспечить прозрачность налогового учета и организовать эффективный информационный обмен между налоговыми органами и налогоплательщиками», – говорится в обращении ОКЮР к руководителю ФНС Михаилу Мишустину.

Сито для однодневок

Еще одна инициатива ФНС, заслуживающая пристального внимания, – предложение внести в законодательство дополнительные основания для отказа в регистрации юрлиц. Таким образом, появится новое препятствие к созданию фирмы с потенциальным статусом однодневки. Как заверил г-н Мишустин, эта вынужденная мера – вовсе не возврат к разрешительному порядку регистрации, на чем раньше настаивала ФНС и против чего выступали в Минздравсоцразвития. На либеральности регистрационного режима она не скажется, зато фирмы-однодневки и тех, кто стоит за их созданием, выявлять и отсеивать будет проще.

Он напомнил также, что в столице стартовал пилотный проект – электронная регистрация компаний (без явки в налоговые органы), направленная на то, чтобы сделать процедуру «запуска» бизнеса максимально дешевой, быстрой и удобной. Система уже опробована как индивидуальными предпринимателями (для этого им нужна личная электронная цифровая подпись, ЭЦП) и юридическими лицами (через имеющих ЭЦП нотариусов). Цифровые подписи есть у немногих, однако профессиональное сообщество обещает ФНС до конца 2011 года «оцифровать» все 7,5 тыс. работающих в РФ нотариусов.

Завершая брифинг, г-н Мишустин резюмировал, что в целом дела у налоговой обстоят более чем хорошо и он доволен работой ведомства.

Екатерина Петрова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное