Инновационный бизнес

30.08.2011 распечатать

Сейчас модно говорить об инновациях. Для кого-то это рекламный тренд, на котором можно неплохо заработать, а для кого-то – суровые реалии обычной производственной деятельности. Так или иначе, государство последнее время щедро одаривает инновационный сектор различными льготами. Безусловно, на первом месте послабления, связанные с уплатой в бюджет обязательных платежей. Предлагаем вашему вниманию с юридическим прицелом посмотреть на деятельность в сфере инноваций, ее особенности и сложности. Возможно, тема вызовет неподдельный интерес, ведь предлагаемые государством условия порой очень даже многообещающие для нового бизнеса.

«Звучит многообещающе»

Об экономическом стимулировании инновационной деятельности государство не раз заявляет не только устами руководителей страны в различных официальных и не очень обращениях, но и непосредственно в нормативных документах. Так, в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» сказано, что научно-техническая политика государства основана в том числе на принципе стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

В Основных направлениях налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (одобр. Правительством РФ 20 мая 2010 г.) прямо заявлено о создании стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также о поддержке инноваций (стало быть, модернизации в целом). В документе особо отмечено, что это основные цели налоговой политики на среднесрочную перспективу. Вопрос только, как это будет реализовано на практике...

Комиссия по инновациям

Говоря об инновациях, невозможно не упомянуть о том, что при Правительстве функционирует комиссия по высоким технологиям и инновациям (на основании постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 667). Это постоянно действующий орган.

Одной из основных задач комиссии является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления вновь возникающих, а также давно функционирующих производств. Сюда входит обеспечение повышения спроса реального сектора экономики на высокие технологии и инновации, а также повышение инвестиционной привлекательности инновационной сферы и высокотехнологичных производств в целом.

Данная комиссия, в частности, рассматривает вопросы налогового стимулирования инновационной деятельности, которые в свою очередь находят отражение в нормах Налогового кодекса.

В качестве примера можно привести Федеральный закон от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности...». Это своего рода пакет инновационных поправок в Налоговый кодекс, который уточняет и упрощает правила игры в сфере инноваций. Далее в статье остановимся на нем более подробно.

Что есть «инновации»?

Большой минус ведения деятельности в сфере инноваций заключается в том, что на сегодняшний день так и не принят общий (рамочный) закон про инновационную деятельность. Проект закона есть, но уже долгое время пылится на полке в Государственной думе.

Проблема в том, что не всегда даже опытный юрист сможет объяснить: что понимается под терминами «инновация» и «инновационная деятельность»? Какие фирмы и производства можно к ним отнести? А ведь напрямую от этого зависит возможность получать льготы от государства.

На указанный момент обращено внимание даже в Основных направлениях налоговой политики. В этом документе государство как бы само себе указывает, что для эффективной поддержки инновационного сектора необходима развитая система идентификации налогоплательщиков с точки зрения осуществляемой ими деятельности. Иначе возможны как дискредитация самой идеи налоговой поддержки, так и злоупотребления, связанные с применением льгот и преференций.

На сегодняшний день статус «инновационного предприятия» никто не присваивает. Все происходит само собой, хотя саморегулирование в данной отрасли пока тоже никак не развито.

А вот в советские времена разъяснения по отнесению конкретных видов деятельности к инновационным при необходимости давал инновационный совет при председателе Совета министров РСФСР по согласованию с Минфином. Его разъяснения были своего рода ключом, который открывал предусмотренные законом льготы при налогообложении прибыли малых внедренческих предприятий.

Из практики

Тем временем реальная действительность показывает, что не исключены споры по поводу того, какие производства и продукцию относить к инновационным.

Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27 октября 2010 г. по делу № А55-518/2010 арбитры признали фирму инновационным предприятием, потому что она оказывает населению «современную медицинскую услугу» – дистанционную диагностику состояния сердечно-сосудистой системы человека по телефону при помощи компьютерной техники и специализированного программного обеспечения.

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2008 г. № 8499/08 инновационной признана деятельность по внедрению новых сортов и гибридов семян.

В обоих представленных решениях судов арбитры, к сожалению, лишь констатируют факт отнесения деятельности к инновационной сфере без каких-либо мотивов и логики рассуждения.

«Это были не инновации!»

Некоторый порядок в общую понятийную сумятицу вносит приказ Росстата от 12 ноября 2008 г. № 278. В его пункте 23 перечислены позиции, которые однозначно не имеют отношения к инновациям. Вот они:

а) эстетические изменения в продукции – в цвете, декоре, форме и т. п.;

б) незначительные технические или внешние изменения в продукции – они оставляют неизменными ее конструктивное исполнение и не оказывают достаточно заметного влияния на ее свойства, стоимость, в том числе стоимость входящих в нее материалов и компонентов;

в) расширение номенклатуры (ассортимента) за счет освоения производства продукции, не выпускавшейся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известной на рынке.

Инновационная продукция в промышленности

Одновременно в приказе Росстата разъяснено, какую продукцию следует относить сразу и к инновационной, и к промышленной. Приведенный в документе перечень позволяет трактовать его расширенно, что в свою очередь не особо вносит ясности в вопрос «что относить к инновационной продукции».

Это такая продукция, которая в течение последних трех лет подвергалась разного рода технологическим изменениям, а именно:

  • продукция подвергалась значительным технологическим изменениям или вновь внедрялась (проще говоря – принципиально новая). Для данной продукции область ее применения и использования, эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов совсем новые или в значительной степени отличны, если сравнивать с ранее выпускавшейся в мире продукцией;
  • продукция подвергалась усовершенствованию, то есть это уже существующая (в стране и/или в мире) продукция. Ее параметры значительно усовершенствованы или модифицированы (улучшено качество, экономическая эффективность и т. п.);
  • прочая инновационная продукция. В приказе есть пояснение, что она подразумевает внедрение новых или значительно улучшенных методов производства, то есть применение нового оборудования и новых методов организации производства. Как правило, это относится к уже выпускаемой на предприятии или основанной на заимствованном передовом опыте продукции.

Внимание

Инновационным продуктом может быть не только товар, но и работа или услуга, предназначенные для реализации.

Иногда в документах рядом с термином «инновационный» ведут речь о внедренческой деятельности. Как соотносятся эти понятия? Не совсем ясно. Дело еще в том, что нормативные документы последних лет их разделяют, а принятые ранее почти отождествляют. Внесем ясность в этот вопрос.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. № 2473п-П7) говорят о том, что инновационная деятельность – это выполнение работ и/или оказание услуг, которые направлены на:

1) создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

2) создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования;

3) применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных нововведений при выпуске и сбыте, которые обеспечивают экономию затрат или создают условия для такой экономии.

Пожалуй, самое свежее и передовое определение инновационной продукции можно найти в Техническом регламенте о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 525 и начнет действовать только с середины 2013 года. Согласно ему, инновационная продукция такова, что ее технологические характеристики (функции, конструктивное выполнение, дополнительные операции, состав материалов и компонентов) либо предполагаемое использование являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.

Высокие технологии

Налоговый кодекс в статье 284 использует наряду с инновациями термин «высокотехнологичный сектор экономики». Возникает логичный вопрос: какие компании и производства могут претендовать на класс высоких технологий? Это становится понятно из следующего определения: наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) – это отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники. Для такой деятельности характерна высокая доля внутренних затрат на исследования и разработки (НИОКР) в стоимостном объеме производства такой продукции (п. 2 Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года).

Обратите внимание, что в приведенном определении указан именно экономический критерий, который отражает сложную специфику инновационной деятельности.

Особняком

Примечательно, что даже в Федеральном законе от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”» понятия «инновации» и «инновационная деятельность» не раскрыты. Хотя вроде бы само название документа обязывает...

Примечательно, что многие из налоговых льгот для инновационного сектора стоят особняком от остальных и касаются только проекта «Сколково». В Налоговом кодексе много специальных норм, которые имеют отношение только к нему (т. е. к предприятиям, которые будут допущены для работы на его территории).

Почти инновационный, почти кредит

Одна из первых по времени льгот, которую государство предоставило инновационным организациям, – возможность изменить (отсрочить) уплату налога (обычно речь идет о налоге на прибыль и налоге на имущество организаций). Это так называемый инвестиционный налоговый кредит. В данном случае слово «кредит» следует понимать не в прямом смысле (хотя в большинстве стран это именно кредит, сродни банковскому, а не просто отсрочка уплаты налога).

В подпункте 2 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса в связи с возможностью получить такой кредит уточнено: инновационная деятельность подразумевает в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, а также создание новых видов сырья или материалов.

Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита утвержден приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469@, а порядок рассмотрения налоговым органом представленных на льготу документов – приказом ФНС России от 30 ноября 2010 г. № ММВ-7-8/666@. Один из обязательных документов, которые нужно подать в налоговый орган, – бизнес-план инвестиционного проекта. Уточним один нюанс.

Есть жесткое правило, на которое постоянно указывают в том числе арбитражные суды. Оно заключается в том, что налоговики в рамках мероприятий налогового контроля не должны проверять и оценивать факты хозяйственной жизни проверяемого лица с позиции экономической целесообразности. Возникает логичный вопрос: а как же быть с бизнес-планом, который служит одним из оснований получения инвестиционного кредита и должен быть проверен налоговиками? Выходит, что налоговым инспекторам все же придется отступить от указанного правила.

Напоследок сделаем важное уточнение: механизм предоставления инвестиционных налоговых кредитов в России развит очень плохо. Мало кто решается воспользоваться таким правом. В будущем планируется передать полномочия по его предоставлению от ФНС России на уровень субъектов РФ. Возможно, эта мера сделает инвестиционный налоговый кредит более популярным и доступным.

Пакет инновационно-налоговых поправок

8 июня этого года был официально опубликован Федеральный закон от 7 июля 2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона ”О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“. За некоторыми исключениями документ начнет действовать с 1 января 2012 года.

Этот закон продолжает общую линию на облегчение налогового бремени представителей инновационного сектора экономики. Основная цель пакета «инновационных» поправок – уточнить и дополнить правила налогообложения с учетом специфики инновационной деятельности. Так, много изменений и дополнений посвящено организациям, которые выступают заказчиками научных исследований и опытно-конструкторских разработок (так называемые НИОКР). А ведь без них вначале не обходится почти ни одно инновационное производство.

Что новенького

Перечислим основные изменения и дополнения, которые затронут инновационный сектор:

1) отменен критерий некапитальности по отношению к расходам, связанным с совершенствованием технологии, организации производства и управления, которые можно учесть в прибыли (подп. 35 п. 1 ст. 264 НК РФ);

2) в течение трех лет не нужно платить налог на имущество с вновь вводимых в эксплуатацию объектов, обладающих высокой энергетической эффективностью либо имеющих высокий класс энергетической эффективности (п. 21 ст. 381 НК РФ);

3) разрешено создавать резерв предстоящих расходов на НИОКР (новая ст. 267.2 НК РФ);

4) в Налоговый кодекс введена статья 332.1 об особенностях налогового учета расходов на НИОКР (она сделает не только более понятной работу бухгалтерии, но и оградит компанию из излишних претензий налоговиков);

5) введен перечень расходов на НИОКР (ст. 262 НК РФ);

Новое в законодательстве

По новым правилам, расходами на НИОКР можно уменьшить налогооблагаемую прибыль, причем независимо от результата научных исследований и разработок.

6) уточнен порядок амортизации для инновационных производств, заказывающих НИОКР (п. 13 ст. 258 НК РФ);

7) уточнены случаи и порядок применения повышающего коэффициента 1,5 к расходам, которые можно учесть при налогообложении прибыли (ст. 262 НК РФ);

8) отменено ограничение на списание расходов на НИОКР, не давших положительного результата;

Внимание

Правила налогообложения расходов на НИОКР имеют отношение только к организациям, которые заказывают исследования и разработки, а не выполняют их.

9) уточнены правила применения нулевой ставки налога на прибыль с дохода от реализации акций компаний инновационного сектора (ст. 284.2 НК РФ).

Налоговые виды на инновации

Планы по налоговому стимулированию инновационной деятельности давно не секрет. Они, например, изложены Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2011 г. № Д05-1013. В нем заявлено, что в дальнейшем основным вектором налоговой политики должна стать реализация стимулирующих мер с целью развития новых производств и модернизации уже существующих, а также вообще повышение инновационной активности в экономике.

Далее министерство предлагает большой перечень мер экономического стимулирования. Поскольку некоторые из них в самом ближайшем будущем начнут действовать и имеют непосредственное отношение к инновационной деятельности, для удобства приведем их в форме таблицы.

Стимулирующая мера

Статус

Распространить льготную ставку страховых платежей в размере 14 процентов на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи), а также на проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге и Минобрнауки

Уже действует

Освобождить от налога на имущество энергоэффективное оборудование (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации компаний

Действует с 1 января 2012 года

Освободить от налога на прибыль доход от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций», при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10 процентов

Уже действует (в урезанном виде), но фактически воспользоваться льготой можно с 2016 года

Освободить от налога на прибыль отчисления в пределах 3–5 процентов от выручки в «фонд» предстоящих расходов на НИОКР

Действует с 1 января 2012 года

(без учета нормы процента)

Оптимизировать механизм администрирования расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль с коэффициентом 1,5

Действует с 1 января 2012 года

(в ст. 262 НК РФ теперь есть конкретный перечень расходов на НИОКР плюс прописаны правила налогового учета таких расходов)

Таможня по инновациям

Таможенные правила и само таможенное законодательство тоже постепенно идут навстречу инновационным компаниям. Например, совсем недавно было заявлено о создании при московской таможне специализированного подразделения (поста на базе национального исследовательского центра «Курчатовский институт»). В ведении этого поста будет таможенное оформление научного оборудования и биологических объектов, предназначенных для исследований. Это значит, что станет существенно проще их ввезти и вывезти.

Из анализа норм законодательства, касающихся инновационной деятельности, видно, что эта сфера богата на налоговые льготы и одновременно очень затратна и рискованна. Иногда предугадать ее результаты (и будет ли вообще результат) невозможно. Государство учитывает эти особенности, более подробно регламентируя деятельность в сфере инноваций.

В.Е. Закаречкин, независимый аналитик

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...