Как выбрать налогового консультанта

25.08.2011

Отечественное налоговое законодательство, к сожалению, не отличается стабильностью и однозначностью толкования. Ежегодно в Налоговый кодекс вносится масса поправок, и уследить за всеми изменениями бывает непросто. Поэтому даже опытному бухгалтеру часто требуется совет независимого эксперта. Однако при выборе такового всегда есть вероятность нарваться на выдающего себя за грамотного специалиста шарлатана, следуя рекомендациям которого фирма может потерять время, деньги да еще и основательно подпортить свою деловую репутацию. В том, как обезопасить себя от таких перспектив, попыталась разобраться наш корреспондент.

Порой, знакомясь с очередными поправками в Налоговый кодекс, очень сложно не впасть в ступор. Мало того, что попадаются формулировки, которые лишены логики, так еще и трактовать их можно по-разному. В такой ситуации вполне резонно обратиться за консультацией к специалисту, имеющему обширные познания как в юриспруденции, так и в экономике, и обладающему гибким мышлением.

Решение головоломок

В идеале именно такими качествами и должен обладать консультант по налоговой безопасности, поскольку основная его задача – минимизировать риск возникновения конфликтов с налоговыми органами. В ведении консультанта находятся и вопросы правильности исчисления налогов и отражения их в учете, и оценка вероятности снижения налоговых выплат, планирование предстоящих сделок и т.д.

Часто при проверке налоговые инспекторы находят различные огрехи в отчетности именно в тех фирмах, где нет тесной взаимосвязи юридического отдела и бухгалтерии. К примеру, юрист составляет идеальный, по его мнению, договор, не учитывая некоторых возможных дополнительных издержек. А когда бухгалтер начинает составлять отчетность, то выходит совсем другая сумма, которая не соответствует пунктам договора. И в этом случае специалист по налогам поможет наладить диалог между двумя отделами. Не обойдется и руководитель без советов финансового эксперта, так как одной из главных задач последнего является составление финансового плана с соблюдением налогового законодательства.

Что нужно знать, выбирая адвоката (консультанта) для защиты бизнеса?

От каких именно рисков помогут защитить бизнес правовые консультанты, чем они различаются, на что обратить внимание при выборе юриста, как правильно заключить соответствующий договор и оплатить оказанные услуги, читайте в здесь


Лет десять назад в лексиконе российских бизнесменов появилось такое понятие, как «оптимизация», или планирование налогов. Суть: зачем платить больше, если вполне легально можно платить меньше? Ключевое слово в этой связке – «легально». Грань между оптимизацией и уклонением, учитывая опять же переменчивость нашего законодательства, достаточно тонка, а проверяющие так и порываются стереть ее вовсе. Грамотный налоговый консультант способен помочь компании решить все вопросы, связанные с налогообложением, защитить нарушенные государством имущественные права. Словом, сделать так, чтобы фирма-клиент смогла, не нарушая закона, хозяйствовать безопасно, безмятежно, развиваться и осуществлять значительную экономию, не платя лишнего и избегая налоговых доначислений и штрафов. Таких специалистов в России достаточно много, но и «волшебников-недоучек» вполне хватает.

Путеводитель по налогам

Решиться доверить свои финансовые дела фактически постороннему человеку непросто. Как же узнать заранее, кого вы приглашаете в свою организацию и кому планируете открыть, хоть и на время, доступ к своей сокровищнице? Ведь профессия консультанта появилась в России не так уж давно, и специализированных баз данных в этой области крайне мало, а нам нужен идеальный эксперт, который поможет адаптироваться к законодательным новшествам и выстроить планы на будущее.

Сегодня рынок налогового консалтинга развивается ускоренными темпами. Выбрать из многочисленных кандидатур необходимую только вам – задача не из легких. Ведь когда человек собрался к врачу, он заинтересован в том, чтобы попасть на прием именно к профессионалу, а не к экстрасенсу… Оптимальный вариант – найти хорошо себя зарекомендовавшего налогового консультанта по знакомству. Если же такой возможности нет, то можно обратиться в Палату налоговых консультантов (ПНК). В этой организации существует Единый реестр аттестованных специалистов по налогам и сборам, в котором на текущий момент насчитывается около 6 тысяч человек. В ПНК можно получить сведения о сроке действия квалификационного аттестата каждого из них. Если эксперт не прошел в Палате аттестацию, то стоит задуматься, сотрудничать ли с ним.

Основные задачи налогового консультирования:

- текущее снижение налоговых выплат;

- учет налоговых последствий при планировании предстоящих сделок;

- работа по предупреждению конфликтов с налоговыми органами;

- сведение к минимуму конфликтов с налоговыми организациями;

- защита имущественных прав клиента.

Членство консультанта в ПНК, с одной стороны, вроде бы неплохая подстраховка от того, чтобы не нарваться на «кота в мешке», а с другой – отнюдь не панацея. Так, по мнению независимого адвоката Московской коллегии Александра Гущина, членское удостоверение и квалификационный аттестат являются не более чем свидетельством принадлежности к некой организации, и многие стремятся получить их, как говорится, для антуража. «Палата налоговых консультантов за действия эксперта и их результат никакой ответственности не несёт. Аккредитованный налоговый консультант – лишь статус, и по статье 2 ГК РФ он является обычным предпринимателем», – отметил он в беседе с корреспондентом «Мосбуха».

С ним согласен и наш собеседник, по понятным причинам (членство в Палате) пожелавший сохранить инкогнито: «Действующее законодательство не способно в полной мере защитить предпринимателя от псевдоспециалистов, выдающих себя за налоговых консультантов, но не имеющих должной квалификации. Членство же в ПНК в принципе можно получить без проблем, но наличие квалификационного аттестата – не гарантия качества услуг. Это, так сказать, вторичный признак. Единственной гарантией могло бы стать обязательное страхование ответственности консультанта (за счет такой страховки можно было бы покрыть убытки, нанесенные компании низкоквалифицированной консультацией, но такая норма до сих пор не утверждена. В добровольном же порядке на это идут единицы».

Знак качества, или Критерии отбора

Итак, в первую очередь стоит обратить внимание на репутацию и опыт консультанта, его профессиональные публикации, отзывы о нем. Узнать, не застраховал ли он свою профответственность. Определившись с кандидатурой, назначьте встречу и просто пообщайтесь с ним, изложив суть дела вкратце. Смело задавайте интересующие вас вопросы. Четкие и грамотные ответы – один из признаков профессионализма. Хороший специалист внимательно выслушает вас и не наобещает заоблачных результатов со 100%-ной гарантией.

Попадаются советники, которые много и красиво говорят, умеют себя подать, но на практике как специалисты ничего собой не представляют. К тому же не всегда цена соответствует качеству. Не факт, что налоговый консультант, берущий за свою работу 5 тысяч долларов, поможет вам лучше, чем специалист, который окажется скромнее и попросит за труды в 10 раз меньше. «От цены качество услуг никак не зависит. Это субъективная оценка своих усилий консультантом», – считает сотрудник одной из консалтинговых компаний Артем Качура. По его мнению, потребитель в любом случае выбирает эксперта на свой риск, самостоятельно оценивая квалификацию, добросовестность, опыт работы, стоимость услуг и т. д.

Стоимость самой простой консультации налогового эксперта – от 1500 руб. в час.

Конечно, никто не говорит, что нужно гнаться за дешевизной. Все-таки налоговый консультант выполняет достаточно тонкую, можно сказать, ювелирную работу. Чтобы помочь по максимуму, он должен изучить проблему со всех сторон. Для этого он будет задавать вам множество вопросов, посмотрит необходимые документы. Предложит четкий план действий, в идеале – в письменной форме. Согласует с вами свои соображения и, если вас все устроит, оформит консультацию и заключит договор на оказание услуг. В договор следует включить пункт, по которому налоговый эксперт в отчете обязан будет расписать подробно весь перечень проделанных процедур. И самое важное – оговаривайте итоговую цену и обязательно пропишите сроки исполнения.

Если вы продолжаете сомневаться в качестве оказываемых компанией услуг, то существует несколько вариантов проверки:

1) не стесняйтесь и смело просите сделать вам скидку. Если легко соглашаются снизить цену, значит, это уже заложено в общую сумму;

2) хотите проверить, как быстро работают сотрудники, – просите прислать договор по почте. В любом случае вникайте во все тонкости;

3) чтобы понять масштаб оказываемых услуг, разузнайте всю процедуру работы, тогда вы оцените отработанность действий компании.

Своя рубашка ближе к телу?

Если вы не можете определиться, какой компании – российской или зарубежной – отдать предпочтение, то надо учесть некоторые моменты. Например, мнение, что иностранные специалисты лучше справляются со своей работой, чем российские, не совсем верно. Сегодня многие российские налоговые консультанты вполне в состоянии составить конкуренцию иностранным коллегам, а иногда даже превосходят их по оперативности и качеству услуг. Кроме того, консультанты зарубежных фирм не всегда знают специфику российского рынка и тонкости законодательства, в связи с чем многие бизнесмены упрекают их в неповоротливости и недальновидности.

В России функционируют представительства международных консалтинговых компаний, так называемая большая четверка, работа в которых действительно говорит о высоком классе эксперта. Так что если компания крупная, то стоит посетить ее сайт: почитать статьи, оценить, насколько грамотно и качественно подан материал, ознакомиться с кругом клиентов. Немаловажным фактором является внедрение в работу компании инновационных идей и технологий. Безусловно, использование фирмой последних новинок говорит о высоком уровне и качестве обслуживания. Но в любом случае обращаться к иностранным экспертам резонно при решении «трансграничных» проблем, касающихся двух правовых систем. В вопросах же, не связанных с экспортом, импортом, офшорами и т. д., лучше (и дешевле) довольствоваться советами отечественных «спецов».

Вообще же не стоит думать, что налоговый консультант, даже с профильным сертификатом и ворохом положительных рекомендаций, всемогущ. Он может сориентировать главного бухгалтера, подсказать, как в рамках закона избежать лишних трат, помочь оценить риски и т. д. Но принимать решение, в каком направлении организация будет развиваться дальше, все равно будет руководитель.

Расценки на услуги

Несмотря на то что данные разнятся, некоторые цифры все же есть. К примеру, устная консультация по налогам будет стоить от 1500 руб. за час. Письменная обойдется на 1000 руб. дороже (зависит от сложности вопроса). 

А вот абонементное обслуживание, включающее полное ведение бухгалтерского и налогового учета, оценивается уже от 8000 руб. за квартал в зависимости от количества проведенных за этот период операций.

На ситуационное налоговое прогнозирование (изучение вероятных последствий принятия различных управленческих решений) придется раскошелиться приблизительно на 60 000 руб.

Екатерина Петрова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное