Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца

22.07.2011

Как известно, в последнее время государство активно взялось за наведение порядка в миграционной политике. Отсюда и немаленькие штрафы, которые установлены Кодексом об административных правонарушениях, а именно – статьей 18.15.

Продолжение. Начало читать здесь

Для удобства приведем их в табличном виде.

Нарушение

Наказание

Привлечение к трудовой деятельности в России иностранца или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие документы необходимы в соответствии с федеральным законом (часть 1)

Для граждан:

штраф от 2000 до 5000 рублей

Для должностных лиц:

штраф от 25 000 до 50 000 рублей

Для юридических лиц:

штраф от 250 000 до 800 000 рублей

либо

приостановление деятельности на срок до 90 суток

Привлечение к трудовой деятельности в России иностранца или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такой документ необходим в соответствии с федеральным законом (часть 2)

Для граждан:

штраф от 2000 до 5000 рублей

Для должностных лиц:

штраф от 25 000 до 50 000 рублей

Для юридических лиц:

штраф от 250 000 до 800 000 рублей

либо

приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Управление ФМС России по региону), органа занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в России иностранца или лица без гражданства, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом (часть 3)

Для граждан:

штраф от 2000 до 5000 рублей

Для должностных лиц:

штраф от 35 000 до 50 000 рублей

Для юридических лиц:

штраф от 400 000 до 800 000 рублей

либо

приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание 2 к статье 18.15 Кодекса об административных правонарушениях добавляет «масла в огонь», так как говорит, что административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства наступает в отношении каждого (!) такого работника в отдельности.

В общем смысле иностранный гражданин может быть допущен к выполнению трудовой функции на основании кадровых и распорядительных документов (де-юре) и/или фактически приступить к работе (де-факто). Пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит очень важное разъяснение: противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

Срок, в течение которого российского работодателя могут привлечь к административной ответственности, исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или с последнего дня, когда правонарушение совершалось (когда прекращена работа).

Не жестами, а словом

В случае проверки или облавы миграционщиков нередки случаи, когда объяснения у иностранных рабочих берутся без должного оформления, на скорую руку и вдобавок без разъяснения участвующим их прав. Такое положение дел недопустимо. Именно поэтому в подобных мероприятиях должен участвовать профессиональный переводчик. В обратной ситуации суд просто не примет полученные от иностранных работников объяснения. Примеры отказов можно встретить в арбитражной практике (к примеру, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 июля 2008 г. по делу № А56-55138/2007).

Подведомственность «нелегальных» нарушений

Попутно скажем, что дела о правонарушениях по статье 18.15 Кодекса об административных правонарушениях рассматривает суд, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ). Речь идет о должностных лицах Федеральной миграционной службы России и ее управлений по регионам.

прием на работуДолжностных лиц налоговых органов указанная статья касается лишь частично: они вправе только составить протокол по части 3 статьи 18.15 по поводу неуведомления налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Соответствующая обязанность предусмотрена подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ. Стоит отметить, что на практике налоговые инспекторы довольно редко пользуются указанным полномочием.

Закон гласит, что уведомить налоговиков нужно в течение 10 календарных дней. Примерная форма такого уведомления утверждена письмом ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676@.

Обратите внимание: уведомление должно быть составлено на каждого принятого или уволенного иностранного работника. В нижней части документа российскому работодателю нужно проставить печать и подпись руководителя либо его заместителя. Добавим, что в таком уведомлении работодатель не обязан указывать, на основании какого вида документа возникли трудовые отношения – трудового или гражданско-правового договора.

Особенный рынок

Несмотря на то что нормы российского трудового права в равной степени распространяются на всех трудящихся (независимо от гражданства или его наличия), есть определенные особенности, которые существуют объективно в силу специфики российского рынка труда иностранных работников. В общем виде они упомянуты в статье 18.1 Закона № 115-ФЗ, а находят воплощение в многочисленных постановлениях Правительства РФ и нормативных документах ведомств (ФМС России, Минздравсоцразвития России и др.).

Правительство РФ и региональные исполнительные органы ежегодно по утвержденным правилам определяют потребность государства в привлечении иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также с учетом эффективности использования иностранной рабочей силы в прошлом и настоящем.

Но у федерального Правительства есть приоритет: оно вправе устанавливать квоты как на территории одного или нескольких субъектов России, так и на всей ее территории.

Названная потребность – не абстрактное желание и возможность. Она выражается в квотах. Например, на весь 2011 год квота составляет: выдача иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности – 499 650 приглашений и 1 745 584 разрешения на работу (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2010 г. № 895).

Особые правила

Временно проживающий в России иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Профессии–исключения из этого правила приведены в приказе Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н).

Последние несколько лет помимо квот Правительство РФ ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и приоритета отечественных кадров устанавливает допустимую долю иностранных работников в определенных отраслях экономики в рамках одного или нескольких субъектов России либо на всей ее территории (на 2011 год это сфера розничной торговли и спорт. – Прим. ред.). Если фирма или предприниматель, использующие иностранный труд, подпадают под указанное ограничение, для них Правительство РФ одновременно устанавливает срок приведения в соответствие численности таких работников. Но в любом случае такой срок устанавливается с учетом порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного российским трудовым законодательством.

Мы упомянули об особенностях регулирования рынка труда иностранных работников неспроста. Ведь рано или поздно любая компания, желающая легально привлечь и использовать труд иностранных работников, при оформлении соответствующих документов может натолкнуться на ограничения и особенности, установленные федеральным и/или региональным законодательством. Практика показывает, что таких ограничений год от года становится все больше.

В. Бельковец, юрист, ведущий эксперт по правовым вопросам

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное