Как оформить скидки и бонусы?

08.07.2011

Тема учета скидок и бонусов все еще остается актуальной, потому что акции и распродажи плохо вписываются в налоговую систему нашей страны. Мы выделили актуальные вопросы оформления скидок и бонусов.


Итак, в налоговом законодательстве не даны определения таких понятий, как скидки и бонусы, поэтому следует учитывать положения иных отраслей законодательства. Однако там также не даны такие определения. Даже арбитражные суды часто смешивают эти понятия. Как, например, в нашумевшем постановлении Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09 по делу № А44-109/2008, где, к удивлению многих, судьи сказали, что как ты ни назови, но любая скидка, бонус, премия – это пересмотр цены единицы и корректировка у налогоплательщиков.

По понятиям

Слово «скидка» всегда означает уменьшение поставщиком ранее заявленной цены товара. Премия – это денежное поощрение поставщиком покупателя за выполнение каких-либо условий договора поставки. Бонус представляет собой предоставление поставщиком покупателю дополнительных единиц товара или иного подарка. Таким образом, если происходит пересмотр цены товара, то следует говорить о предоставлении скидки. Если же цена товара остается прежней, а поставщик за выполнение условий сделки предоставляет покупателю вознаграждение (поощрение) в денежной или натуральной форме, то правильно говорить о выплате премии (бонуса).

Напомню, что, например, в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ речь идет о расходах в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. То есть исходя из приведенной классификации можно сделать вывод, что в данной законодательной норме речь идет и о скидке, и о бонусе, и о премии.

В пункте 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» вообще говорится о том, что поставщик продовольственных товаров платит сетевому магазину вознаграждение в связи с приобретением сетевым магазином определенного количества товаров. Причем размер данного вознаграждения должен быть включен в его цену договора поставки и не учитывается при определении цены товаров. Понятно, что в данном законе речь идет о выплате денежной премии (согласно нашей квалификации), и только. Рассмотрим налоговые последствия предоставления скидок, бонусов и премий.

Налоговые последствия

Скидки, с точки зрения налоговых последствий, можно разделить на те, которые предоставляются в момент отгрузки, то есть когда покупатель сразу платит меньшую цену, и те, которые предоставляются после отгрузки, то есть когда поставщик либо возвращает покупателю часть денег, либо уменьшает задолженность покупателя.

В случае предоставления скидки в момент отгрузки ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете поставщику и покупателю ничего корректировать не нужно. Ведь выручка сразу уменьшается на сумму скидки. В целях исчисления НДС сумма выручки определяется с учетом скидки, отгрузочные документы и счета-фактуры составляются с учетом скидки.

бухгалтерияНДС 

При предоставлении скидки после отгрузки товара получается, что происходит пересмотр цены товара задним числом. Позиция Минфина заключается в том, что покупатель должен корректировать сумму вычетов, а поставщик – налоговую базу по НДС за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (см., например, письма Минфина от 13 ноября 2010 г. № 03-07-11/436) и постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09 по делу № А44-109/2008). Соответственно, надо производить исправления первичных документов, счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, а также подавать уточненную декларацию продавцу и покупателю.

Однако налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период. Это значит, что в периоде отгрузки товара как продавец, так и покупатель отразили операцию по отгрузке в соответствии с имеющейся на тот момент налоговой базой. Предоставление скидки – это уже другая операция, поэтому, по нашему мнению, это должно быть отражено не в периоде отгрузки, а в периоде предоставления скидки. Поэтому подавать уточненную декларацию не надо. Покупателю следует сумму НДС, соответствующую размеру скидки, восстановить в периоде получения исправленного счета-фактуры. Некоторые суды соглашаются с данным выводом (см., например, постановление ФАС МО от 4 августа 2010 г. № КА-А40/8305-10 по делу № А40-151164/09-33-1173).

Здесь возникает проблема «отрицательного» счета-фактуры на сумму скидки. Как вы знаете, некоторое суды все же признали за этим документом право на существование, а Минфин и ФНС до сих пор не признают.

Также возникает вопрос, платить или не платить покупателю пени. В этой связи получается, что если он принимает решение не спорить с проверяющими органами и корректировать прошедший период по НДС, то у него образуется недоплата. По последней проблеме следует сказать, что существуют Постановление КС и Определение КС о том, что пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок (постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П и Определение КС РФ от 4 июля 2002 г. № 202-О). Поскольку в данном случае покупатель изначально принял к вычету ту сумму, которую предъявил ему поставщик, и, соответственно, эту же сумму поставщик обязан был уплатить в бюджет, то по факту казна потери не понесла. Поэтому пеню платить не надо. Но велика вероятность, что налоговые органы с таким выводом не согласятся.

Понятия "скидка","бонус", "премия" могут быть разграничены из соображений их экономического смысла

Налог на прибыль

Что касается налога на прибыль, то здесь можно отметить следующее: Минфин выпустил письмо от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/267 в 2010 году, в котором указал, что продавец, предоставивший скидку в виде уменьшения цены единицы товара с внесением изменений в договор купли-продажи, вправе скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль в периоде внесения изменений в указанный договор. Однако сделать это необходимо на основании пункта 1 статьи 54 НК РФ. Напомню, что данная норма позволяет произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога прошедшего налогового периода в текущем периоде в случае обнаружения ошибок или искажений. Минфин в этом письме также указывает, что подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ об учете скидок в составе внереализационных расходов неприменим, особенно не аргументируя свой вывод.

По моему мнению, применить пункт 1 статьи 54 НК РФ тоже было бы не совсем правильно, ведь у нас нет ни ошибок, ни искажений при предоставлении скидок, а просто есть еще один факт хозяйственной деятельности в виде предоставления скидки. Есть судебное решение о том, что в рассматриваемой ситуации применим подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ (постановление ФАС ЗСО от 17 сентября 2007 г. № Ф04-6332/2007(38166-А67-15) по делу № А67-8448/2006).

Если покупатель к моменту предоставления скидки уже реализовал товар, на который поставщик впоследствии предоставил скидку, положение такого покупателя весьма затруднительно. У покупателя сугубо теоретически есть три варианта действий:

1. Откорректировать стоимость товаров, уже списанных в расходы, в периоде их приобретения у поставщика. По этой точке зрения есть письмо ФНС по Москве от 30 июля 2006 г. № 19-11/58920.

2. Откорректировать стоимость товаров в периоде их списания в расходы.

3. Откорректировать доход в периоде предоставления скидки по пункту 1 статьи 54 НК.

И здесь, несмотря на то что ранее говорилось о том, что скидку надо отражать в периоде ее предоставления, а не в периоде отгрузки, так как в периоде отгрузки никаких нарушений не было, учет сделки производился адекватно, единственным технически исполнимым решением будет откорректировать стоимость товаров, уже списанных в расходы, в периоде их приобретения у продавца, то есть откорректировать их себестоимость. Для применения 2 и 3 решения, к сожалению, нет механизмов их реализации.

Исходя из большого количества проблем, возникающих при предоставлении скидок на уже отгруженный товар путем изменения цены товара, можно порекомендовать избегать предоставления такого рода скидок до внесения соответствующих изменений в НК РФ. Такие скидки ведь можно заменить предоставлением денежной премии или бонусом, при которых договорная цена отгруженных товаров не изменяется.

Премии и бонусы

При выплате денежной премии реализации товаров не происходит, поэтому у поставщика отсутствует база для начисления НДС, то есть выплата денежных средств в виде премии покупателю НДС не облагается. Налоговая база по НДС при этом не корректируется. Денежная премия включается в расходы по налогу на прибыль по подпункту 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ. У покупателя же возникнет внереализационный доход в сумме премии.

Если покупатель при приобретении товара получает бонус в виде дополнительного товара или подарок, то такая операция, по мнению налоговых органов, подлежит обложению НДС. Однако покупатель не сможет принять НДС к вычету, так как к вычету принимается НДС при приобретении товаров, работ, услуг, а не при безвозмездном получении (п. 1 ст. 171 НК).

Спорным является вопрос и о том, будет ли доходом покупателя безвозмездно полученный товар или подарок. В пользу того, что часть товара, перешедшая к покупателю фактически бесплатно, не является безвозмездно полученной, можно привести аргумент, что получение бонусного товара обусловлено обязанностью оплатить другой товар. Следовательно, это уже не безвозмездная передача. Однако данную точку зрения придется доказывать в суде.

При продаже товара, полученного в качестве бонуса, покупатель может уменьшить сумму доходов на расходы по приобретению товаров в оценке по рыночной стоимости. Иначе бы получилось, что покупатель заплатил налог на прибыль дважды: первый раз при отгрузке бонусного товара, а второй раз при налогообложении всей суммы выручки от его продажи.

В заключение хочется добавить, что знание всех особенностей налогообложения скидок, премий и бонусов избавит финансовые службы от ошибок и лишних проблем, так как поможет подготовиться еще на стадии планирования политики компании к поощрению своих покупателей.

Мария Овсянникова, налоговый юрист компании «Бейкер Тилли Русаудит»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное