Блокировка счетов: как инспекторы шантажируют граждан

23.06.2011 распечатать

Нечестный партнер получил от вас аванс, но товары так и не поставил и предоплату не собирался возвращать. Наконец вам удалось взыскать с него свои деньги и проценты за время их незаконного удержания. За чужую неустойку придется заплатить налог.

Блокировку счетов налоговые инспекции давно уже используют как инструмент шантажа налогоплательщика там, где законных инструментов принуждения у них нет.

Впрочем, даже если операции по счету были приостановлены обоснованно, процесс «разморозки» после устранения причин блокировки может затянуться намного дольше положенного. По закону у налоговиков есть всего два дня: один день – с того момента, когда исчезли основания для блокировки (инспекция получила декларацию или документы о взыскании налога – п. 6 ст. 6.1; п. 8 ст. 76 НК), – на принятие решения об отмене, и затем еще один – на направление этого решения в банк (абз. 2 и 5 п. 4 ст. 76 НК). На деле же ждать приходится дольше – порой и месяцами. Все это время доступ к счету закрыт, фирма не может воспользоваться принадлежащими ей деньгами и несет из-за этого убытки (как прямые, так и в виде упущенной выгоды).

Не так давно законодатель попытался решить эту проблему, добавив в Налоговый кодекс положение о том, что за каждый день просрочки в разблокировке счетов (т. е. при нарушении срока принятия решения или срока направления его в банк) инспекция обязана заплатить проценты (абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК). Начисляются они на «замороженную» сумму по ставке рефинансирования Центрального банка, действовавшей в период незаконной блокировки (абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК). Новшество вступило в силу 1 января 2010 года и, по идее, должно иметь двойной эффект: во-первых, дисциплинировать инспекторов, во-вторых, возместить, хотя бы отчасти, налогоплательщику убытки.

Недавно выяснилось, что пятую часть суммы возмещения убытков налоговики намерены забрать обратно у фирм, пострадавших от их незаконных действий. Минфин обнародовал свое письмо (от 12 марта 2010 г. № 03-03-06/1/128), в котором настаивает, что проценты за разблокировку счета в момент их получения нужно при расчете налога на прибыль включить во внереализационные доходы.

блокировка счетовПри определении налоговой базы, утверждают в Минфине, не учитываются только те доходы, которые включены в закрытый перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль (он приведен в статье 251 НК). Проценты за опоздание с разблокировкой счета в этом перечне не названы. Там присутствуют только проценты, полученные из бюджета в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 Налогового кодекса (за несвоевременные возврат и зачет: переплаты по налогам, излишне взысканных налогов, а также возмещения НДС из бюджета и акцизов). Подчеркивая это, Минфин, видимо, пытается намекнуть, что раз все прочие выплачиваемые из бюджета проценты в статье 251 названы, а проценты за разблокировку счета – нет, то на то была специальная воля законодателя, который вложил в их обложение налогом на прибыль какой-то смысл.

На самом деле всем, в том числе, думается, и чиновникам Минфина, очевидно, что это банальная законодательная ошибка: первую часть Налогового кодекса дополнили, а привести в соответствие с новшеством вторую – забыли. Правоведы называют это пороком юридической техники при составлении законодательных текстов. Проценты за разблокировку следовало добавить в перечень необлагаемых доходов по той же причине, по которой в нем фигурируют проценты за несвоевременный возврат и зачет переплаты по налогам (подп. 12 п. 1 ст. 251 НК). И те, и другие по сути представляют собой компенсацию убытков, причиненных незаконным удержанием денег фирмы, не несут ей какой-либо выгоды и потому не являются ее доходом. Однако положение попечителей бюджетного интереса обязывает и потому не позволяет налоговым чиновникам оставить без внимания эту дыру в законе.

У налогоплательщиков есть возможность для ответного хода. Раз компенсацию убытка от «простоя» своих счетов в банке они вынуждены признать доходом, значит, сам убыток (в сумме причитающихся с инспекции процентов) логично списать в расходы. Это можно сделать по пункту 2 статьи 265 Налогового кодекса. Приравнивая к внереализационным расходам убытки, этот пункт оставляет их перечень открытым. Документальным подтверждением может служить бухгалтерская справка с перечнем платежей контрагентам, срок для проведения которых пришелся на период незаконной блокировки счета и был пропущен. По Гражданскому кодексу, к убыткам относится и упущенная выгода. Поэтому в справке стоит отразить и все случаи, когда компания упустила возможность заключить выгодный для нее контракт из-за того, что деньги на счете оказались необоснованно замороженными (например, не смогла оплатить необходимый для участия в привлекательном для нее тендере взнос). Если пропуск срока перечисления денег кредиторам привел к необходимости выплатить им неустойку, то ее можно признать в расходах отдельно, по подпункту 13 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса.

Есть и другой путь – настаивать, что проценты за опоздание в разблокировке счета не подлежат включению в налоговые доходы несмотря на то, что не названы в статье 251 Налогового кодекса. Доходом, в том числе и в целях налогообложения прибыли, по закону считается экономическая выгода (ст. 41 НК). Проценты же эти, по сути, представляют собой не выгоду, а компенсацию за незаконное ограничение возможности пользоваться своим имуществом. Значит, они вообще не имеют отношения к налогу на прибыль и потому не включены ни в перечень облагаемых, ни в список освобожденных от налогообложения доходов. Дополнительным аргументом может стать постановление Высшего Арбитражного Суда от 23 июня 2009 г. № 2019/09, который признал незаконным включение в состав налогооблагаемых доходов компенсацию убытка (в т. ч. упущенной выгоды), выплачиваемую госорганами при изъятии у фирм принадлежащих им земельных участков.

Елена Пустынина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...