Почему налоговики не отвечают на наши вопросы?

06.06.2011

У организации нередко возникают вопросы относительно применения той или иной нормы налогового права, порядка исчисления налога или заполнения декларации. Бухгалтеры обращаются в налоговые инспекции, но не всегда получают нужный ответ. Как быть?

Правовые аспекты

Получение информации о действующих налогах, своих правах и обязанностях является правом налогоплательщика, закрепленным законодательно, в том, числе в Налоговом кодексе.

По своей сути НК является основным документом, и согласно пункту 1 статьи 21 кодекса в нем закреплено, что налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации, в том числе в письменной форме, а в статье32 НК РФ за налоговыми органами закреплена соответствующая обязанность.

Обратите внимание, что Налоговый кодекс содержит в себе только норму, устанавливающую право налогоплательщика на получение информации, при этом в нем не оговорено, какой орган и в каком порядке должен разработать соответствующий регламент по порядку предоставления информации.

В целях повышения качества исполнения налоговыми органами обязанности по бесплатному информированию граждан, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н был утвержден новый Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее – Регламент), вступивший в силу 24 мая 2008 г. В нем подробно прописана последовательность действий налоговых органов с целью своевременного информировнаия заинтересованных лиц. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки. Кроме того, Регламент соответствует современным условиям ведения бизнеса, поскольку в нем предусмотрена возможность информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с помощью телекоммуникационных каналов связи.

В соответствии с пунктом 21 Регламента налоговые органы обязаны бесплатно предоставить налогоплательщикам информационные услуги в следующей форме:

  • индивидуальное информирование в устной и письменной форме;
  • публичное информирование;
  • размещение информации на стендах в налоговых органах;
  • проведение с налогоплательщиками семинаров, «круглых столов» и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  • прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).

Игра слов, или Вопрос не по адресу

Однако, как показывает практика, вышеуказанные процедуры недостаточны для полного понимания норм налогового законодательства. Так почему же, обращаясь в налоговый орган с несложным, казалось бы, вопросом, налогоплательщик зачастую либо сразу получает отпор, либо слышит в свой адрес рекомендации обратиться к Налоговому кодексу с посылом к стенду, расположенному в неизвестном направлении?

Законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в статью 32 НК РФ были внесены изменения, согласно которым из числа обязанностей налоговых органов исключена обязанность по проведению разъяснительной работы.

Пунктом 12 Регламента определены основания, по которым налоговые органы могут отказать в получении той или иной информации. Главной причиной отказа является наличие в обращении вопросов, не входящих в компетенцию налогового органа, или вопросов о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

При формировании запроса налогоплательщику необходимо четко разделять два понятия: «информирование» и «разъяснение». Порой их видишь в одном и том же предложении, но при этом они несут совершенно разную смысловую нагрузку.

Так, Законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в статью 32 НК РФ были внесены изменения, согласно которым из числа обязанностей налоговых органов по отношению к налогоплательщикам исключена обязанность по проведению разъяснительной работы, как это было предусмотрено ранее. Теперь инспекции должны только информировать обратившихся к ним граждан по вопросам налогообложения, а именно:

  • о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих письменных разъяснениях Минфина по вопросам применения налогового законодательства и других нормативных правовых актов, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;
  • о формах и форматах налоговых деклараций, порядке их заполнения и представления, сроках представления;
  • о реквизитах и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика.

Непосредственно за разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право обращаться в Министерство финансов. Полномочия финансового ведомства по предоставлению разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а также последствия использования указанных разъяснений для налогоплательщиков даны в письме Минфина от 8 апреля 2009 г. № 03-02-08/28.

Вы спрашиваете, мы отказываем

Обращаясь в налоговую инспекцию за разъяснением,налогоплательщики чаще получают недостоверную или несвоевременную информацию.

В пункте 12 Регламента озвучены и другие основания, по которым налоговые органы могут отказать в предоставлении информации. Вот их перечень:

  • вопросы о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению (государственная тайна);
  • при письменных форме запроса: по анонимным обращениям, по обращениям, оформленным без полной адресно-реквизитной информации и подписи руководителя юридического лица и печати от представителей без документов, удостоверяющих их полномочия (т. е. без доверенностей), а также налогоплательщикам (их представителям) лично в целях получения информации, носящей конфиденциальный характер, в устной или в письменной форме (на руки) без представления документов, удостоверяющих личность или подтверждающих полномочия;
  • о проведении юридической экспертизы документов (если иное не установлено законом);
  • при поступлении дубликатных обращений – повторные запросы по тому вопросу, по которому уже был дан ответ (или если это дубликат обращения, направленный в иной государственный орган);
  • по обращениям, не поддающихмся прочтению, содержащим нецензурные или оскорбительные выражения.

Существуют также негласные поводы для отказов, на которые больше влияет человеческий фактор, нежели официальные причины:

1) неосведомленность по существу вопроса и профессиональная некомпетентность отдельного инспектора. В своей работе государственные служащие обязаны строго руководствоваться нормами служебных регламентов и приказов, регулирующих буквально каждое их действие. В случае внесения поправок в законодательство, внесения изменений в формы налоговой отчетности или в иные нормы права, должностные лица налоговых органов имеют право оперировать нововведениями, в том числе давать по ним какую-либо информацию, только после поступления соответствующего приказа;

2) более чем скромная оплата труда госслужащих вызывает постоянный кадровый дефицит в налоговых органах, что, в свою очередь, вынуждает привлекать к работе не самых квалифицированных специалистов. «Пробелы», конечно, со временем устраняют, но тем не менее какое-то время они могут влиять на качество работы инспекторов;

3) конкуренция между сотрудниками одного структурного подразделения или между отделами инспекции также не способствует желанию инспекторов помогать налогоплательщикам. Согласно пункту 49 Регламента, если должностное лицо налогового органа не может самостоятельно ответить на вопросы заинтересованных лиц, то оно должно привлечь своих коллег. Как и в любой другой организации, в налоговых органах нередки случаи конкуренции или конфликтных ситуаций между сотрудниками одного подразделения или даже между отделами, особенно в отчетные периоды. По известным психологическим причинам, движущим личностью в подобных ситуациях, даже если сотрудник налогового органа в состоянии ответить на запрос или переадресовать его другому должностному лицу, он предпочтет отказать налогоплательщику, действуя по принципу: «так не доставайся же ты никому!»;

4) нежелание самого налогоплательщика самостоятельно воспользоваться уже имеющейся информацией. Как правило, на стендах в налоговых инспекциях размещены все данные по самым актуальным и часто задаваемым вопросам, что уже считается исполненной обязанностью налогового органа. Поэтому, обращаясь без «предварительной подготовки» к инспекторам, налогоплательщик получает не самый вежливый ответ с соответствующим направлением к стендам.

Согласно пункту 13 Регламента в обязанность должностных лиц налоговых органов входит принятие всех необходимых мер для исчерпывающих ответов на обращения налогоплательщиков; корректное и внимательное отношение к налогоплательщикам, не унижающее их честь и достоинство, а также информирование налогоплательщиков в вежливой форме по существу обращений. Однако, к сожалению, в работе налоговых органов еще бывают случаи несоблюдения сотрудниками норм делового этикета, поэтому во избежание конфликтной ситуации можно дать совет налогоплательщику проявить мудрость и попытаться выяснить первопричину полученного отказа (официальная ли это позиция или пресловутый человеческий фактор), а затем в корректной форме добиться получения ответа на свой вопрос.

Итак, для того чтобы получить ответ в налоговом органе, налогоплательщику необходимо:

  • четко сформулировать свой вопрос и определиться, входит ли он в компетенцию налогового органа;
  • определиться с формой своего запроса: письменным он будет или устным. Желательно оформить запрос в письменном виде: на фирменном бланке организации (индивидуального предпринимателя), с указанием всех реквизитов: наименования (Ф.И.О.), ИНН, адреса и контактного телефона, Ф.И.О. исполнителя, а также способа получения: почтой или лично. Запрос необходимо заверить подписями должностных лиц и печатью;
  • направить запрос в налоговый орган: если он сдается в письменной форме, то можно сдать его в приемное окно канцелярии налоговой инспекции, отправить по почте заказным письмом с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. В случае, если запрос подается организацией лично в канцелярию, обязательно необходимо наличие доверенности и паспорта. На подготовку ответа налоговыми органами выделено 30 дней.

Устно (по телефону или лично) сотрудники налоговых органов вправе давать только оперативную справочную информацию: о действующих бланках отчетности и налоговых ставках, о статьях Налогового кодекса, в которых указывается интересующий вас налог (и какой отдел занимается данным налогом), о часах работы инспекции; также инспекторы вправе произвести запись на прием и т. п.

О действующих реквизитах, КБК и ОКАТО целесообразней запрашивать информацию письменно – во избежание ошибок с обеих сторон: инспектор не туда посмотрел, а плательщик не то записал.

Кроме того, письменное разъяснение плательщик может использовать, в том числе, и для целей освобождения не только от ответственности, но и от пеней.

Анна Дынкина, государственный налоговый инспектор

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное