Ошибки налоговых инспекторов

Ошибки налоговых инспекторов

25.05.2011 распечатать

Дотошные, придирчивые и крайне внимательные-инспекторы ФНС. Однако имея холодную голову и расчетливый ум, опираясь на логику и анализ сухих цифр, инспекторы могут ошибаются, случайно или специально. Какие ошибки допускают в ходе проверок ревизоры?

В чем толк?

ФНС – это такая инстанция, с которой либо дружишь, либо находишься в напряженных отношениях. Да и инспекторы подбираются, по-видимому, по личностным качествам. Напористые, дотошные, но иногда допускающие ошибки – по невнимательности или потому, что нужно выполнить план по сбору налогов. О проблемах, с которыми сталкиваются предприятия в связи с ошибками налоговых инспекторов, опираясь на собственный опыт, рассказывают российские бухгалтеры.

Попытаются схитрить

Татьяна Шапка, бухгалтер гидроэнергетической компании:

– Говоря об ошибках налоговых инспекторов, нужно четко определить, случайна она или допущена преднамеренно. Фискалы очень часто прикрывают преднамеренность случайностью. Например, при выездных проверках налоговиками могут допускаться неправильные формулировки о проведении налоговой проверки. Другой случай – форма решения предусматривает проверку по каким-то конкретным налогам, а в тексте будет содержаться фраза, что проверка осуществляется «по вопросам правильности и исчисления уплаты налогов». Но если вы попросите уточнить, какие налоги будут проверяться, то решение переделают и через два дня придут снова.

Также инспекторы могут наведаться раньше времени, тем самым нарушив сроки, предусмотренные законом. Бухгалтеру и руководителю фирмы нужно проявлять грамотность и жестко настаивать на своей позиции, иначе в дальнейшем инспекторы будут приходить, когда им вздумается.

То же самое касается и истребуемых документов. По общему правилу налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, прямо не относящиеся к предмету проводимой проверки. Все иные бумаги, как следует из разъяснений контролирующих органов, налоговики вправе потребовать, а налогоплательщик обязан представить в установленный НК РФ срок. Компания, в свою очередь, представляет необходимые пояснения относительно выявленных ошибок и противоречий и вносит исправления в налоговую декларацию. Пояснения должны быть представлены в течение пяти дней, а уточненные декларации – в срок, установленный налоговым органом. При этом бухгалтер должен четко знать, что выдача документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Малого – к стенке

Ксения Кулова, бухгалтер ООО «Дружба»:

– Между бухгалтерской отчетностью и налоговой декларацией могут быть несоответствия, которые допустимы. Однако в ходе налоговой проверки при выявлении этой разницы в данных инспектор должен запросить у налогоплательщика документы, на основании которых производилось заполнение декларации, и уже путем анализа первичных документов установить причину такого расхождения. Нужно обязательно проверять первичную документацию. И здесь налоговый инспектор, поторопившись, может допустить ошибку. Сразу напишет в акте, что это несоответствие – нарушение законодательства. Прозорливый бухгалтер сразу поймет, что едва ли это случайная ошибка. И тут необходимо проявить оперативность и обжаловать действия налогового инспектора. К крупным компаниям с солидной репутацией фискальные службы так, конечно, не относятся. А вот мелким грозит попасть в их сети. К жалобе нужно приложить копии первичных документов, подтверждающих и объясняющих различия между отчетностью и декларацией.

налоговый инспектор«Налоговая» почта

Константин Лавров, главный бухгалтер регионального отделения политической партии:

– Из-за работы почтовых служб отправленная декларация может задержаться и тогда не избежать гнева инспекторов, они наверняка расценят задержку как нарушение. При этом налоговики просто «забудут» о том, что датой представления декларации является дата ее отправки по почте. В таких случаях свою правоту необходимо доказывать. Пришлось писать письмо-жалобу на имя руководителя УФНС, в котором мы изложили свою позицию, не забыв приложить к нему копии уведомлений об отправке документов.

Новые аргументы в пользу старых фактов

Ольга Слохова, бухгалтер ВМАУ «Теплый дом»:

– Иногда инспекторы в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности приводят новые аргументы, изначально отсутствовавшие в акте выездной проверки. Но по закону (ст. 92 НК РФ) выходить за рамки налоговой проверки нельзя. В этом случае организации следует помнить, что раз новые доводы инспекции были заявлены только в самом решении о привлечении к ответственности, то у налогоплательщика нет возможности представить свои объяснения по существу вменяемых ему нарушений.

На практике случаются ситуации, когда в решении налогового органа о привлечении к ответственности не упоминаются обстоятельства совершения нарушений, либо отсутствуют подтверждения и доказательства их совершения. В этом случае фиксалы нарушают пункт 8 статьи 101 НК.

В результате компания, как налогоплательщик, лишается права знать, что ей вменяется в вину, и, как следствие, осуществлять надлежащую самозащиту. С нами таких историй никогда не случалось, но я знаю несколько предприятий, которые сталкивались с этой неприятной ситуацией.

Налоговая грамматика

Роза Торина, главный бухгалтер аутсорсинговой компании:

– Налоговая инспекция допустила ошибку при регистрации нашей фирмы. В выписке из ЕГРЮЛ сокращенное наименование не соответствует тому, которое мы указали в уставе и в заявлении.

В ИФНС пояснили, что их сотрудники при первичной регистрации юридических лиц, к сожалению, иногда допускают такие ошибки. И рассказали, как исправить ситуацию. Написали на имя регистрирующего органа заявление в свободной форме об исправлении ошибки, допущенной не по нашей вине. Заявление, конечно, подали лично, но можно и направить почтой.

Подтвердить, что ошибка произошла не по вашей вине, можно, приложив к заявлению копию устава, в котором указано правильное сокращенное фирменное наименование организации. Копию устава нужно предварительно заказать и получить в межрайонной инспекции ФНС.

Срок исправления ошибок в ЕГРЮЛ по вине сотрудников налоговых органов в законодательстве четко не оговорен. Он варьируется от двух недель до полутора месяцев. После внесения в ЕГРЮЛ новых сведений вы получите свидетельство о внесенных изменениях и новую выписку из ЕГРЮЛ.

Сложнее дело обстоит с ошибками в форме собственности. Например, налоговики могут перепутать при регистрации ООО с ОАО. Но самое обидное в том, что за такую оплошность наказание никто не несет. Именно поэтому они и повторяются день ото дня.

Зарина Хубежова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.