Как списать расходы по максимуму?

Как списать расходы по максимуму?

25.05.2011

Все организации мечтают занизить базу по налогу на прибыль, списав как можно больше расходов. Но нередко встречаются ситуации, когда вроде бы все расходы учтены законно, а налоговая инспекция отказывается принимать их к учету. Мы расскажем о распространенных видах таких «спорных» расходов и о том, как разрешить спор в свою пользу.

Расходы на консалтинг, маркетинг и т. д.

Начнем с расходов, «любимых» налоговыми органами: на консультационные, маркетинговые, юридические и иные аналогичные услуги. Казалось бы, списать их просто, так как о них говорится в специальной норме налогового законодательства (п. 14, 15 ст. 264 НК РФ). Главное, чтобы расходы были документально подтверждены и экономически обоснованы.

Вот с последним критерием и обстоят проблемы. Налоговые органы часто исключают указанные расходы из налоговой базы предприятия. Укажем аргументы, которые могут приводить налоговики, а также какие можно выдвинуть контрдоводы (см. Таблица «Аргументы сторон»):

Аргументы сторон

Аргумент инспекторов

Контраргумент налогоплательщика

Фирма не нуждалась в данных услугах, так как в штате состоят работники, способные сами выполнить необходимые действия.

Штатные работники не обладают достаточной квалификацией, чтобы заменить специализированную фирму.

Действия, произведенные сторонними консультантами (маркетологами или иными специалистами), не входят в трудовые обязанности штатных сотрудников.

Услуги не дали положительного результата, поэтому они не являются экономически обоснованными.

Фирма предпринимала попытку получения экономической выгоды от предоставленных услуг. Расходы на услуги изначально предполагались для будущей выгоды, поэтому они экономически обоснованы. Однако успех никак не мог быть известен заранее.

Стоимость услуг необоснованно завышена.

Для спора с инспекторами необходимо, чтобы стоимость оказанных услуг была примерно равна средней рыночной стоимости аналогичных услуг в регионе. Можно привести расценки специализированной организации.

Конечно, мы не рассматриваем криминальные ситуации, когда никакие услуги не оказываются, а деньги уходят в пользу «фирмы-однодневки» и впоследствии обналичиваются. Однако даже самому добросовестному налогоплательщику стоит быть готовым к тому, что его обвинят в связях с «однодневкой». Так что обращаться желательно в проверенные консалтинговые, маркетинговые, рекрутинговые и иные организации, которые работают на рынке хотя бы несколько лет. Никому же не известного контрагента могут принять за недобросовестного, даже если он образец честности.

«Обосновывающие» документы

С документальным подтверждением рассматриваемых расходов проблем возникнуть не должно. Однако договоров, счетов-фактур, актов может быть недостаточно.

Желательно также завести на предприятии внутренние документы об обоснованности экономической выгоды. Ведь понятие «экономическая обоснованность» официально нигде не трактуется, и каждый налогоплательщик вправе сам себе устанавливать критерии обоснованности. Почему бы это не закрепить на бумаге и не заверить подписью руководителя предприятия? Тогда будет больше шансов в спорах с инспекторами доказать обоснованность каких-либо расходов.

Это важно

Руководству фирмы не помешает составить специальный внутренний документ, в котором описаны критерии обоснованности расходов. Положения такого документа помогут признать спорные расходы или, наоборот, заставят фирму отказаться от споров с инспекторами.

Дадим условный пример выдержки из такого внутреннего документа (назовем его Положением об экономической обоснованности расходов).

Пример

Расход признается экономически обоснованным, если:

- он приносит экономическую выгоду, которую можно рассчитать в денежном эквиваленте;

- он направлен на экономическую выгоду, однако вероятность получения выгоды неизвестна;

- он не приносит экономическую выгоду, но необходим для осуществления деятельности предприятия.

Возможность использования внутренних документов указана в постановлении ФАС Московского округа от 31 декабря 2008 г. № КА-А40/12154-08. Суд указал, что налогоплательщики для оправдания затрат могут использовать любые внутренние документы, обосновывающие цель осуществления расходов.

Если действия оказались незаконными

Следующая ситуация еще сложнее. Представим, что фирма разместила чужую рекламу на уличном стенде. Заказчик оплатил рекламу, организация потратилась на ее размещение. И тут вдруг выясняется, что ФАС признал рекламу недобросовестной.

Или фирма разрабатывает для заказчика программное обеспечение для тестирования системы безопасности, а затем обнаруживается, что заказчик использовал программу не в мирных целях, а для совершения хакерских атак.

В обоих случаях организация совершает свою законную операционную деятельность, а затем выясняется, что контрагент воспользовался ее услугами в незаконных целях. Хуже всего, если фирму саму обвинят в сговоре с заказчиком, тогда отвечать придется не только по налоговым статьям. Но мы настолько пессимистическую перспективу рассматривать не будем, укажем лишь, что налоговые органы наверняка откажут в списании расходов на действия, которые оказались вне закона по вине контрагента.

Можно ли все-таки принять их к учету?

Это важно

Необходимо проверять каждого контрагента на добросовестность. Желательно также письменно фиксировать результаты такой проверки. Если контрагент часто привлекался к налоговой или административной ответственности, то с ним лучше дела не вести.

Необходимо проявлять должную осмотрительность. Причем это не пустые рассуждения, а конкретные рекомендации Минфина России. Финансисты в письме от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340 советовали проверять следующую информацию о контрагенте:

- копии учредительных документов;

- копии свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ;

- копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копии лицензии (если деятельность контрагента подлежит лицензированию);

- копии доверенности или приказа, подтверждающего право руководителя подписывать документы;

- информацию о том, не привлекался ли руководитель организации к налоговой или административной ответственности.

Однако даже этой информации может быть недостаточно. Ведь «на бумаге» все в порядке, а намерения контрагента могут быть очень даже непорядочными. Поэтому здесь опять же мы порекомендуем фирме составить внутренние документы, на основании которых определяется добросовестность налогоплательщика. И каждый контрагент, прошедший проверку на добросовестность, должен быть занесен в специальный перечень. Тогда у организации будет больше шансов списать указанные расходы. Хотя без суда здесь вряд ли обойдется.

Непроизводственные премии — в производственные?

Дальше мы разберем схему списания расходов, стоящую на грани законности. Речь идет о переквалификации расходов, когда согласно документам они проходят под одним наименованием, а на самом деле предназначены для других целей.

Один из распространенных видов расходов, которые нельзя принять к учету, — это непроизводственные премии. Многие организации выдают такие премии своим сотрудникам к праздникам — Новому году, дню рождения и т. д. Налоговые органы практически всегда отказывают фирмам в списании расходов на выплату таких премий. Руководствуются они разъяснениями Минфина России, согласно которым выплаты, не связанные с производственным результатом работников, являются экономически не обоснованными и не подлежат налоговому учету (например, письмо от 21 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/602). С данным выводом не поспоришь.

Есть следующий выход: квалифицировать премии как производственные и внести возможность их выплаты в трудовой и коллективный договор. Налоговые органы никак не могут проверить квалификацию сотрудника, поэтому вполне можно сказать, что премия выдана ему по результатам труда.

Это важно

Мы не рекомендуем занижать базу по налогу на прибыль простым переименованием расходов. Такие действия налоговые органы, скорее всего, раскроют и привлекут налогоплательщика к ответственности.

Однако без подозрений со стороны налоговиков все равно не обойтись Инспекторы явно почуют неладное, если узнают, что каждому сотруднику ровно в день его рождения выплачивается премия за успешный труд. Если премии выплачиваются определенному кругу сотрудников массово (например, на 23 февраля мужчинам и на 8 марта женщинам), то подозрения будут еще сильнее.

Чтобы избежать споров с инспекцией, желательно сформировать график начисления непроизводственных премий независимо от праздников. Но тогда дата начисления премий и предполагаемая дата их выдачи не будут совпадать, что нивелирует смысл непроизводственных премий. Налоговая выгода, впрочем, все же будет присутствовать.

Еще один выход мы не рекомендуем, так как он явно незаконный. Суть такова: одному или нескольким сотрудникам выплачиваются крупные премии якобы за результаты труда. Все деньги легально проходят через банк, а затем сотрудники, на имя которых выписали премии, перераспределяют их между теми, кому они реально полагаются, «черным налом».

Возможно, подозрения у инспекторов и не возникнут, однако мы все равно крайне советуем воздержаться от указанной схемы. При таком раскладе в махинации будут задействованы тем или иным образом все сотрудники предприятия. Так что высока вероятность утечки информации в контролирующие органы, и тогда уже недобросовестному работодателю не поздоровится.

П. М. Карпов, аудитор

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное