Интернет-банкинг: за и против

Интернет-банкинг: за и против

23.05.2011

Мы расплачиваемся за предоставленные услуги «пластиком» и содержимым электронных кошельков. Многие банки уже перешли на дистанционное обслуживание как частных клиентов, так и юридических лиц. Платежи наличными уходят в прошлое. Но стоит ли увлекаться?

Никуда не денешься

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, и чем дальше, тем больше функций он берет на себя. Однажды в отделении банка операционист посоветует Вам завести интернет-счет и воспользоваться возможностями онлайн-банкинга чтобы сделать перевод денежных средств. Всего-то и надо – иметь карту, посредством которой можно будет управлять виртуальными депозитами. На рабочем месте современный бухгалтер знает преимущества БДО (банковского дистанционного обслуживания), а наиболее передовые специалисты осваивают общение с кредитными организациями, которые осуществляют свою деятельность только через Интернет. Такие банки, как правило, не имеют разветвленной филиальной сети и деятельность ведут удаленно от клиента.

На первый взгляд, преимуществ масса: экономия времени и бумаги, структурирование информации и документов, возможность из любой точки мира контролировать счета и депозиты, был бы рядом доступ в Глобальную паутину. Но у каждой медали есть обратная ее сторона, которая может стать если не причиной для отказа от «модного» решения денежных вопросов, то поводом для размышлений наверняка.

интернет-банкингПять аргументов «против»

Российские и зарубежные пользователи БДО в едином порыве и с неиссякаемым интересом обсуждают, у какого банка интернет-обслуживание дешевле, быстрее, безопаснее, удобнее и так далее. Некоторые собственными силами пытаются сформировать своего рода рейтинги, вывести идеальную формулу выбора виртуального банка. Но в той или иной степени банковские онлайн-услуги любой кредитной организации скрывают пару-тройку недостатков, которые следует принимать во внимание:

Эффект лотереи

Если компания уже достаточно долгое время работает с «реальным» банком, бухгалтер наверняка уже знаком с некоторыми его сотрудниками. В этом случае личный контакт помогает более подробно обсудить условия кредитования, а менеджмент банка способен пойти навстречу клиенту в спорных ситуациях. Особенно это касается моментов пересечения интересов банка, налоговой инспекции и самой организации. С интернет-банком добиться подобной лояльности гораздо сложнее, так как все вопросы решаются по телефону или посредством переписки. И хорошо – при необходимости на связь будет выходить один и тот же операционист. В менее благоприятном случае можно «попасть» на клиентскую линию, где на вопросы будут отвечать операторы, уровень квалификации которых весьма разнообразный. Зачастую такие сотрудники банка могут дать диаметрально противоположные советы и рекомендации. При более серьезной проблеме последует соединение со специалистом. Здесь уже встает вопрос о его компетентности и исполнительности, а также о времени ожидания соединения и элементарной возможности дозвониться.

Перепады в скорости

Пользователям сайта banki.ru был задан вопрос: «Какой инструмент оплаты в Интернете для Вас более предпочтителен?». Оказалось, что более 22 процентов опрошенных вовсе не доверяют виртуальным платежным системам. Вместе с тем такое же количество респондентов (22,25%) уверенно пользуются переводами через интернет-банк.

Одной из главных целей интернетизации банков служит сокращение временных затрат. Однако в соревновании по оперативности между обычным банком и виртуальным порой выигрывает все же первый. Причиной тому могут послужить такие факты, как процесс регистрации, нарушение работы программного обеспечения (как у клиента, так и в банке), длительная проверка безопасности транзакций (особенно когда речь идет о крупных суммах). Если ошибки в процессах будут возникать сразу у всех пользователей, телефонная линия технической поддержки окажется загруженной, а срочные операции придется отложить «на потом». Не всегда стоит рассчитывать и на те банки, которые предлагают круглосуточное обслуживание. Например, осуществить перевод можно и глубокой ночью, запрос, безусловно, пройдет; но по факту средства будут перечислены только утром. Иногда документы, отправленные в поздние часы, и вовсе бесследно пропадают. Некоторые пользователи замечали, что их программа признавала информацию отправленной, а в офисе банка документ так и не получали. Конечно, это частные случаи, но если подобное произойдет в критический для пользователя момент – хорошего мало.

В карман не положишь

До сих пор возникают такие ситуации, когда необходимо иметь в распоряжении именно наличные средства. В большей степени, конечно, с такой потребностью сталкиваются частные лица и малый бизнес. В отличие от пластиковых карт, интернет-счет доступен только в зоне действия Рунета; а чтобы вывести средства в реальность, придется произвести дополнительные манипуляции – перевести суммы на расчетный счет или воспользоваться банкоматом.

Невидимая опасность

Прежде чем осуществить операцию через Интернет, на мониторе пользователя обычно появляется текст, в котором говорится о системе безопасности и защиты от неправомерного вмешательства в судьбу виртуальных сбережений. Безусловно, банки постоянно работают над обеспечением и модернизацией этих функций. Тем не менее противоборствующая сила не стоит на месте и риск оказаться жертвой хакеров все же существует.

Дополнительные расходы

Обслуживание интернет-банка происходит на основе заключенного договора, и согласно его условиям клиент обязан оплачивать установку программного обеспечения и ежемесячное обслуживание. Тарифы у банков разные, так же как и уровень обслуживания, качество программного продукта и удобство его использования. Вот и теряются жаждущие идти в ногу со временем среди большого количества предложений, незнакомых названий банковских структур, влекомые желанием экономно и эффективно распределять средства.

Опыт общения с интернет-банками и счетами может быть разным. Единственное правило, которого стоило бы придерживаться, – использовать методы размещения, хранения и расходования средств, как современные, так и привычные. Не зря один из популярных законов экономики гласит: «не клади все яйца в одну корзину». Ну а совсем отказываться от новинок прогресса, конечно, неблагоразумно. Такое поведение простительно разве что пенсионерам и жителям тех территорий, куда Интернет еще не добрался.

Дарья Сахарова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное