Как НЕ надо вести учет основных средств

Как НЕ надо вести учет основных средств

17.05.2011 распечатать

При постановке основных средств на учет, бухгалтер основывается на ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом. Если вы не хотите совершить ошибку и спровоцировать споры с налоговой инспекцией, не следуйте нашим советам.

1. Не включайте в стоимость все расходы на приобретение

Как известно, основные средства нужно принимать к налоговому и бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Не нужно включать в первоначальную стоимость основного средства никакие расходы, связанные с его приобретением. Ну если очень хочется, то какие-нибудь расходы включите, но ни в коем случае не все. Цену установки можно учесть как общехозяйственные расходы. Основные средства не так дорого стоят чтобы вычитать, например, стоимость доставки, не жадничайте.

Не важно, что согласно Налоговому кодексу, первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Налоговики не станут придираться, в конце концов какое их дело.

Не имеет значения и то, что в бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Основное средство ваше, вы за него заплатили кровные деньги, как хотите так и учитываете!

2. Все что дороже 40 000 рублей учитывайте как основное средство

Покупая мягкую мебель из натуральной кожи в кабинет директора или навороченную кухню в офис, не обязательно обосновывать целесообразность приобретения такого имущества приказом или распоряжением руководителя. Это только лишняя трата бумаги, подумайте сколько деревьев срубили чтобы ее сделать! Будьте ответственее, надо заботиться об экологии. Всем и так понятно, что без подобных предметов никакого производства быть не может. А то, что без приказа или распоряжения руководителя вы не сможете включить затраты на покупку этой мебели в расходы в целях налогообложения прибыли, не страшно. Доходы у фирмы большие, не обеднеет.

В Налоговом кодексе четко написано: под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (п. 1 ст. 257 НК РФ). Значит любая покупка дороже 40 000 рублей – основное средство.

Более того, в положении о бухгалтерском учете основных средств прямо упомянуто об управленческих нуждах. Согласно положению, чтобы учесть объект как основное средство, он должен быть предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Управленческие нужды организации это, естественно, в первую очередь нужды директора. А вообще, не важно что написано в подпункте «а» пункта 4 ПБУ 6/01, налоговики вообще не обращают внимание на всякие там подпункты.

Да, кстати, если новая мебель директору не по нраву, не беда, можете смело сразу же ее перепродать. Для этого не надо ждать 12 месяцев, она же в цене упадет! Что за глупое требование, вы же не виноваты, что мебель директору не понравилась.

3. Разбейте объект ОС на инвентарные субъекты

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). При постановке на учет каждому объекту основных средств присваивается отдельный инвентарный номер. Налоговые органы считают, что если оборудование смонтировано в один технологический комплекс и может функционировать только в составе комплекса, то оно может быть учтено для целей налогового учета как единый инвентарный объект основных средств (Письмо Минфина России от 17 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/772). Кому интересно что там считают сотрудники Минфина России, эти сотрудники вечно такого понапишут, что, как говорится, без ста граммов не разберешься, не обращайте внимания на их письма.

В ПБУ 6/01 сказано, что инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Вот сами подумайте, если выкрутить из системного блока кулер и подсоединить его батарейке, то получится маленький вентилятор? То-то же! Не слушайте чиновников, будьте умнее, раскрутите компьютер и каждой детали присвойте свой инвентарный номер.

4. Все ОС подлежат амортизации

В первом пункте статьи 256 Налогового кодекса написано, что амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Никаких оговорок в пункте нет, значит все основные средства подлежат амортизации.

Исключения перечислены в следующих пунктах статьи, но вы же не обязаны читать весь Налоговый кодекс чтобы учесть одно несчастное основное средство. Законодательные органы существуют за счет ваших средств, вот пусть и переписывают Кодекс так, чтобы людям было удобно им пользоваться.

А потому, передавая или получая по договору основное средство в безвозмездное пользование, не заморачивайтесь по поводу того, что оно выходит из состава амортизируемого имущества. То, что имущество, переведенное на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, находящееся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев не относится к амортизируемому не ваша забота. Если что, скажите, что вы третий пункт статьи 256 не читали, а ограничились пунктом один, в котором оговорок нет.

И тогда конечно никто не накажет вас за неверное определение срока полезного использования объектов основных средств, которое приводит к неправильному исчислению суммы амортизации. В результате вы получите искажение себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, кому какое дело.

Чтобы ошибиться в учете ОС и спровоцировать споры с налоговой нужно делать следующее

  • Не включать в первоначальную стоимость основного средства никакие расходы, связанные с его приобретением.
  • Цену установки учитывать как общехозяйственные расходы.
  • Не обосновывать целесообразность приобретения сомнительного имущества приказом или распоряжением руководителя.
  • Все без исключения имущество дороже 40 000 рублей учитывать как основное средство.
  • Не ждать 12 месяцев чтобы продать основное средство.
  • Учитывая компьютер, каждой детали присваивать свой инвентарный номер.
  • Не обращать внимание на исключения в Налоговом кодексе, читайте его выборочно.

Е. Ирхина, редактор-эксперт

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.