Пластиковые карты: полезно знать

Пластиковые карты: полезно знать

16.05.2011

Любой документ, как известно, закрепляет определенный объем прав, обязанностей, правомочий и может быть выражен в бумажной и/или электронной форме. Между тем последнее время все чаще и более конкретно представители высшей исполнительной и законодательной власти ведут разговор об электронных пластиковых картах различного рода. Их по праву можно считать «документами» нового поколения. Поэтому предлагаем разобраться с тем, как на сегодняшний день российское законодательство регламентирует правовой статус этих «документов будущего».

Бесспорно, какая бы ни была пластиковая карта (условно назовем так) – платежная, банковская (кредитная/дебетовая), страховой полис, дисконтная, проездная, контактная/безконтактная и т. д., – она закрепляет в различном сочетании определенный комплекс прав и обязанностей, в том числе прав требования. Поэтому основные вопросы правового регулирования должны быть освещены прежде всего в гражданском законодательстве.

От бумажных бланков до новейших форм уплаты

Эволюция формы документа в России налицо. Ее можно легко проследить на примере полиса обязательного медицинского страхования: сначала это бумажный бланк, затем пластиковая карта с электронным носителем. В скором будущем названный полис будет включен в состав универсальной электронной карты. При этом на всей территории России и в каждом регионе будет действовать полис единого образца.

Уже несколько лет законом предусмотрена возможность уплаты обязательных платежей с помощью пластиковых карт. Так, уплата таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, может происходить с применением микропроцессорных пластиковых карт (Приложение № 11 к решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»).

Необходимость применения уплаты таможенных платежей с помощью пластиковых карт особо остро назрела в связи с созданием Таможенного союза. Контролирующие органы стран-участниц и непосредственно участники таможенных отношений обоюдно заинтересованы в таком способе уплаты. Он, с одной стороны, позволяет усилить контроль за поступлением денежных средств на счета таможенных органов, сокращает сроки прохождения денежных средств, а с другой – упрощает расчеты по таможенным платежам, сокращает сроки таможенного оформления товаров.

Так, приказом ФТС России от 17 декабря 2010 г. № 2478 утвержден Порядок действий должностных лиц таможенных органов при уплате таможенных и иных платежей с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) с использованием электронных терминалов, позволяющих считывать штриховые коды.

Механизм уплаты обязательных платежей в таможенной сфере следующий. Под документом основания платежа понимается таможенная декларация, таможенный приходный ордер и иные документы, на основании которых осуществляется исчисление и уплата таможенных платежей. После прохождения регистрации документа-основания электронный платежный терминал формирует квитанцию. Она содержит платежные реквизиты в текстовом формате и в закодированном виде (штрих-код), которые отвечают требованиям законодательства и достаточны для однозначной идентификации платежа. Квитанция формируется в электронном виде и на бумажном носителе.

В настоящее время разрабатывается аналогичный механизм уплаты с помощью пластиковых карт, а также электронных платежных терминалов, налоговых платежей.

Федеральный проект «универсальная электронная карта»

Если применить принцип аналогии, то следует устремить взгляд на Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем отчасти раскрыто понятие электронной карты.

В главе 6 названного закона речь идет об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. В части 1 статьи 22 сказано: универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, который содержит зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой.

Указанный носитель обеспечивает доступ к информации о пользователе картой и удостоверяет его права на получение каких-либо услуг, в том числе совершение юридически значимых действий в электронной форме.

В рассматриваемом законе сказано: пользователем универсальной электронной картой может быть как гражданин России, так и иностранный гражданин либо лицо без гражданства, но если это прямо предусмотрено каким-либо федеральным законом.

Необходимо отметить, что универсальная электронная карта подтверждает право получать преимущественно государственные и муниципальные услуги (хотя услуги, оказываемые представителями частного бизнеса, тоже не оставлены за бортом). Именно поэтому круг пользователей такой картой может быть ограничен законом. В отношении пластиковых карт другого рода (используемых в рамках обычного коммерческого оборота) такие ограничения вряд ли целесообразны.

В скором будущем

Универсальная электронная карта позволит получать услуги в системе обязательного медицинского и пенсионного страхования, банковские услуги, а также дистанционно получать муниципальные услуги и льготы.

Вокруг да около

В российском законодательстве, особенно за последний год, появилось довольно много нормативных положений о так называемых электронных картах. Однако единое правовое регулирование их сущности и правил оборота фактически отсутствует. Так называемого рамочного закона нет.

пластиковые картыВообще безналичные расчеты в России могут осуществляться, в частности, с помощью аккредитивов, чеков, банковских (пластиковых) карт. Порядок регламентируют соответствующие законы, нормативные акты Центрального банка России и министерств (ведомств), а также правила коммерческих банков и применяемые в банковской практике обычаи делового оборота. При этом возможные формы безналичных расчетов могут быть предусмотрены только законом (ст. 862 ГК РФ).

Согласно письму Минфина России от 24 июля 1998 г. № 16-00-09 «О разработке единых требований, регламентирующих порядок обращения бланков строгой отчетности, их тиражирования, хранения и уничтожения», применение пластиковых карт является видом безналичных расчетов (платежей) путем зачисления соответствующих сумм на счета юридических или физических лиц в коммерческих банках.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» лишь по контексту упоминает использование платежных карт, но их правовую природу никак не раскрывает. В Гражданском кодексе о пластиковых картах тоже ничего не сказано. Это со всей очевидностью показывает, насколько устарел и несовершенен Гражданский кодекс, особенно его первая часть. Именно поэтому сейчас идут активные обсуждения опубликованного проекта изменений Гражданского кодекса.

С позиции ведения кассовых операций и вообще применения контрольно-кассовой техники пластиковая карта является видом оплаты (наряду с наличными, кредитом и др.). Именно такой реквизит печатают на кассовом чеке некоторые модели ККТ согласно приказу Роспрома от 20 сентября 2007 г. № 407 «О Государственном реестре контрольно-кассовой техники». Закон требует, чтобы любой кассовый терминал обеспечивал учет приходных сумм как минимум по трем видам платежей – наличным, платежным документам, пластиковым картам.

Важный нюанс

Розничная торговля признается таковой независимо от формы расчетов, будь то наличными, безналом, пластиковой картой.

Безналичная оплата покупателями товаров с использованием пластиковых карт имеет некоторые особенности при налогообложении доходов продавца. Например, если «организация-упрощенец» применяет кассовый метод признания доходов (расходов), то учитывать доход ей следует в момент поступления денег на расчетный счет (п. 1 ст. 346.17 НК РФ и письмо УФНС России по г. Москве от 26 ноября 2010 г. № 16-15/124515@). Одновременно если при перечислении денег банк удерживает комиссию в счет оплаты оказанных им услуг, то доход налогоплательщика равен стоимости реализованных и оплаченных товаров за минусом расходов на такие услуги банка.

Товар либо инструмент расчетов

Если пластиковая карта находится на реализации либо предназначена для таковой, то она отвечает признакам товара (например, топливная карта).

Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании их на заправочных станциях расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в данном случае – перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты по сути выступают средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта. Попутно скажем, что приведенные выводы подтверждает многочисленная судебная практика.

Но карта может не быть товаром, а выступать лишь средством оплаты (расчета), в том числе предварительной оплаты (например, карты экспресс-оплаты, которые обеспечивают доступ к услугам связи и Интернету).

Перво-наперво

При введении в гражданский оборот пластиковой карты ее эмитент (государство, банк, организация-работодатель и др.) решает следующие первоочередные вопросы:

– установление перечня предоставляемых услуг (прежде всего – необходимых и обязательных, а потом – дополнительных и остальных);

– установление порядка определения вида и размера платы за оказание таких услуг;

– определение правил и порядка информационно-технологического взаимодействия со специализированным центром, который изготавливает (обслуживает) карты;

– информационно-справочная поддержка (в том числе через Интернет);

– установление технических и визуальных требований, в том числе к форме материального носителя (карте);

– установление порядка выпуска;

– установление порядка компенсации и/или софинансирования расходов на выпуск, выдачу и обслуживание;

– установление правил разработки, подключения (отключения) и функционирования новых услуг (приложений) по карте;

– обеспечение режима ограниченного доступа к персональным данным обладателей карт;

– установление порядка выдачи, замены и аннулирования карт;

– разработка и утверждение внешнего вида карты;

– установление перечня сведений, должны быть указаны в заявлении о выдаче карты (типовая форма или иное);

– заключение договора с подходящим банком;

– ведение реестра карт;

– установление порядка выдачи дубликата карты и размер платы за это.

Графический дизайн

Внешний вид пластиковой карты – это отчасти лицо, визитная карточка компании. На эту тему важный вывод содержит постановление ФАС Уральского округа от 15 декабря 2009 г. № Ф09-9912/09-С3 по делу № А07-7280/2009.

Налоговая инспекция по итогам выездной проверки доначислила обществу налог на прибыль. По мнению налоговиков, неправомерно единовременно списывать в расходы затраты на оплату услуг по разработке графического дизайна пластиковых карт. Данные расходы носят не единовременный характер и подлежат списанию в виде амортизационных отчислений в соответствии с пунктом 5 статьи 258 Налогового кодекса.

Суд признал решение ИФНС недействительным и указал: разработка графического дизайна пластиковых карт и внедрение расчетов с клиентами с использованием пластиковых карт – операции сами по себе не тождественные. Определить срок полезного использования дизайна невозможно, поэтому нет оснований для списания спорных затрат постепенно в виде амортизационных отчислений.

Карточный счет: не забыть сообщить куда надо

Как следует из примерных правил введения пластиковой карты в гражданский оборот, чтобы оформить банковскую карту, нужно заключить с кредитной организацией договор на ее обслуживание. Обычно это договор об открытии и порядке ведения рублевого счета для обеспечения расчетов с использованием корпоративных международных пластиковых карт (Visa, MasterCard и пр.). На основании такого договора для обеспечения расчетов банк открывает счет. Возникает логичный вопрос: считается ли такой договор договором банковского счета? Соответственно нужно ли сообщить об открытии такого счета в течение семи рабочих дней, чтобы не нарваться на штраф в 5000 рублей?

Судебная практика говорит о том, что об открытии и закрытии карточного счета нужно в любом случае сообщить в налоговую инспекцию (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 июля 2007 г. по делу № А42-8373/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2008 г. № А33-2910/07-03АП-234/08-Ф02-2360/08 по делу № А33-2910/07).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (утв. Центральным банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П) банковские карты являются видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (держателями), операций с денежными средствами, находящимися у кредитной организации – эмитента, осуществившей эмиссию банковских карт.

Эмиссию банковских карт кредитная организация осуществляет на основании договора банковского счета, который предусматривает совершение операций с использованием банковских карт (п. 1.6 Положения). В соответствии с пунктом 1.12 Положения совершение операций по банковскому счету клиента (физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица) производится на основании договора банковского счета.

Договор, как правило, предусматривает условия как открытия специального счета, так и обслуживания пластиковых карт. На этот счет могут как зачисляться, так и расходоваться денежные средства.

Для целей применения Налогового кодекса под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Таким образом, налоговое законодательство выделяет следующие признаки «счета»: 1) наличие договора на открытие банковского счета; 2) возможность использования счета для зачисления и расходования денежных средств. Если счет соответствует этим критериям, то автоматически возникает обязанность сообщить о нем в налоговую инспекцию. Не забудьте об этом правиле при открытии или закрытии так называемого карточного счета.

На замену

Обычно карта подлежит замене в следующих случаях:

а) истечение срока действия (может быть указан на самой карте);

б) добровольное волеизъявление пользователя карты;

в) невозможность использования из-за физического (механического) повреждения, повреждения электронной «начинки» (памяти), не позволяющего дальше использовать карту по назначению в полном объеме;

г) необходимость подключения и/или обновления электронного приложения (если без замены карты это произвести невозможно);

д) изменение визуальных (незащищенных) сведений (например, фирма сменила наименование; сотрудник поменял фамилию).

Повышенный контроль

При осуществлении расчетов пластиковой картой контроль со стороны банка носит более пристальный характер, потому что так проще легализовать доходы, полученные незаконными способами. Такая практика основана на Типовых правилах внутреннего контроля в кредитной организации (утв. комитетом ассоциации российских банков, протокол заседания от 1 декабря 2010 г. № 24).

Чтобы не быть голословными, приведем несколько признаков, которые выделяют сами банкиры:

  • регулярное перечисление клиентом денежных средств одному или нескольким контрагентам при купле-продаже товаров (работ, услуг) через Интернет с использованием банковской карты с предоставлением права на списание средств со счета;
  • регулярное зачисление клиентом, предоставляющим услуги в сфере торговли через Интернет (например, интернет-магазин), денежных средств со счетов с использованием кредитных (дебетных) карт клиентов других банков;
  • регулярное снятие держателем пластиковой карты наличных денег через кассу кредитной организации или через банкомат (удаленный терминал).

Обратите внимание: не подпадает под особый внутрибанковский контроль снятие денежных средств, поступивших на счет работника от работодателя, которые представляют собой выплату любых форм материального вознаграждения в рамках трудовых отношений.

Попутно заметим: в статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» содержится исчерпывающий перечень банковских операций. Получение работниками заработной платы с использованием пластиковых карт не входит в их число;

  • использование в качестве средств платежа поддельных расчетных, кредитных банковских карт, «бонусных» карт и т. д.;
  • ‏подозрение на использование в качестве средств платежа изъятых из оборота расчетных и кредитных банковских карт;
  • внесение на счет через банкомат в день одной или нескольких сумм, которые в совокупности равны либо превышают 300 000 рублей (либо эквивалент в другой валюте).

Имейте в виду: исключением является ситуация, когда с пластиковой карты вносятся деньги на погашение кредита. Такую операцию можно проводить беспрепятственно.

Повышенный риск

Предположим: у фирмы есть свой интернет-магазин, который позволяет оплачивать товары пластиковыми картами известных платежных систем. Чтобы данный механизм оплаты заработал, фирме нужно заключить с банком договор эквайринга. По нему одна сторона (фирма) обязуется при реализации товаров (работ, услуг) через Интернет принимать в оплату в качестве платежного средства действительные пластиковые карты конкретных платежных систем, а банк – переводить в пользу фирмы посредством других банков денежные средства в размере суммы всех операций по покупке товаров (работ, услуг) через Интернет, совершенных на территории России с использованием карт их законными держателями в торговой точке фирмы.

Описанный механизм уже давно применяется на практике. Вся сложность в том, что вопрос распределения рисков в случае совершения мошеннических операций при расчетах с использованием пластиковых карт между эквайером (банком) и торговой фирмой законом не урегулирован. А ведь такие мошеннические действия могут иметь как разовый, так и неоднократный характер. Это означает, что в договоре эквайринга должно быть прописано условие, буквальное значение слов и выражений которого позволяло бы определить, на ком именно из участников договора лежит риск совершения мошеннических операций при расчетах.

Несмотря на повышенные риски при расчетах, деятельность по организации интернет-торговли считается априори особо экономически выгодной.

Преимущество электронных пластиковых карт в том, что они позволяют не только напрямую, но и дистанционно получать услуги от государства и частных лиц. Такой порядок существенно снижает издержки излишнего документооборота, экономит трудозатраты и время.

В.Е. Закаречкин, налоговый юрист

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA