Мобильный беспредел, или роуминг на миллион рублей

Мобильный беспредел, или роуминг на миллион рублей

07.04.2011 распечатать

Получив счет за пользование роумингом, вернувшиеся в родные края из зарубежной поездки россияне порой видят в нем такие астрономические суммы, что просто впадают в ступор. Вроде и говорил то всего ничего, и в интернет заходил лишь на пару минут... На вопросы «Откуда?» и «С какой стати?» незадачливые путешественники слышат от сотовых операторов неизменное «Сами виноваты! С условиями договора надо лучше знакомиться!».

До сих пор с «мобильным беспределом» в одиночку боролась лишь Федеральная антимонопольная служба, однако после того, как операторы, окончательно утратив чувство реальности и выйдя за грани здравого смысла, выставили супружеской паре счет, превышающий 1 миллион рублей, на баррикады вышли и законодатели, чаша терпения которых переполнилась.

В ближайшее время депутаты Госдумы намерены рассмотреть законопроект, устанавливающий максимальную сумму выплаты за роуминг. Автор документа, член Совета Федерации от Санкт-Петербурга Виктор Евтухов считает, что месячный кредит на услуги операторов для физических лиц не должен превышать 3 тысяч рублей, за исключением средств, внесенных абонентом в виде аванса. После списания такой суммы оказание услуги должно автоматически приостанавливаться. Депутат подчеркивает, что необходимость внесения соответствующей поправки в статью 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126‑ФЗ «О связи» продиктована многочисленными скандалами и судебными тяжбами между абонентами и операторами. В качестве примера сенатор привел случай, когда отправившиеся в свадебное путешествие молодожены из города Владимира скачали через 3G‑модем несколько эпизодов популярного российского сериала и были, мягко говоря, обескуражены счетом на миллион «с хвостиком».

Г‑н Евтухов признает, что «в большинстве случаев с формальной точки зрения ответственность за свои действия несут абоненты, поскольку именно на них лежит обязанность знакомиться с тарифами и всеми условиями оказания услуг связи». Однако все эти сведения содержаться в многостраничном документе, размещенном, как правило, на официальном сайте оператора сотовой связи, и найти их там достаточно проблематично. В результате гражданам приходится либо оплачивать задолженность, либо вступать в длительные и дорогостоящие судебные тяжбы. Сенатор считает, что «аппетиты операторов сотовой связи должны быть ограничены». Это, на его взгляд, подтолкнет их к более активным действиям по снижению роуминговых тарифов и введению онлайн‑тарификации, для чего сейчас существуют все технические возможности. При этом член Совфеда ссылается на опыт Евросоюза, где операторы сотовой связи обязаны отключать услугу в роуминге при превышении лимита в 50 евро. Пояснительная записка к законопроекту № 492553‑5 заканчивается призывом к сотовым операторам быть лояльнее и напутствием абонентам о том, что «как бы государство не пыталось защитить их права, они также должны заботиться о своих интересах и, выезжая за границу, все‑таки более подробно знакомиться с услугами сотовой связи».

Ничего себе кино!

История, о которой упоминает сенатор Евтухов, достойна как можно более детального изложения. Главными героями этой одновременно курьезной и печальной пьесы стали молодой владимирский предприниматель Роман Симонов, его супруга, теща, компания «Мегафон».

Пролог: свадебный кортеж, цветы, шампанское, поздравления, ликущие родственники, крики «Горько!» и прочее, и прочее, и прочее..

Действие первое: отправляясь летом прошлого года в свадебное путешествие на остров Крит через Москву, супруги берут с собой ноутбук и 3G‑модем от «Мегафона». Казалось бы, зачем? Ведь в послесвадебном уединении многим хочется вообще «отключиться от цивилизации». Цель имелась, и вполне практическая – въехав в Москву, подключиться к интернету и владеть текущей ситуацией о пробках, дабы не опоздать на рейс. «Тариф, к которому мы подключились, подразумевает безлимитный интернет за абонентскую плату 699 рублей в месяц, а договор был оформлен на маму супруги, поскольку в момент покупки комплекта 3G паспорт при себе был только у нее», – рассказывает Роман.

Мобильные телефоныДействие второе: прибыв в отель, Роман решил проверить, будет ли работать 3G‑Мегафон в Греции: воткнул модем в ноутбук и тот быстро соединился со всемирной сетью. Синий индикатор показывал, что соединение идет по протоколу WCDMA, стандарта 3G. Роман с женой стали выяснять, сколько стоит такая услуга за границей, для чего и зашли на сайт «Мегафона». «Не найдя там никакой информации о роуминге в 3G сетях, – вспоминает Роман, – мы решили поступить простым способом – проверить, сколько спишут денег с нашего счета за то, что мы пробыли в интернете несколько минут и посетили несколько сайтов». Проверив свой баланс, они обнаружили, что он положительный и составляет 687 рублей 24 копейки». В сложившейся ситуации супруги решили не ограничивать себя во времени, проведенном в сети, а также в количестве скаченной информации, раз уж услуга настолько доступна, и поставили компьютер на закачку нескольких серий любимого сериала. Руководствовались логикой, что если «столбик баланса» опустится до 0 рублей, то их попросту отключат, как это делают с телефонами. На следующий день опять проверили баланс – на лицевом счету все та же сумма.

Уже тогда в душу Романа закралось нехорошее предчувствие. Подключив модем в очередной раз, он констатировал, что сеть 3G уже недоступна, а операция проверки баланса – неосуществима: «Проведя еще несколько безрезультатных попыток подключения и проверки баланса, мы поняли, что видимо наши средства на счету закончились, и нас отключили. В телефонном разговоре мы попросили своих знакомых пополнить нам счет через терминал на 1000 рублей, что они успешно и сделали».

Действие третье: через день Роману позвонила теща и сообщила, что у нее состоялся крайне неприятный телефонный разговор с начальником службы безопасности «Мегафона». Тот заявил, что сумма ее долга за пользование интернетом составляет 1 миллион 55 тысяч 712 рублей плюс 87 копеек. Сказать, что супруги были в шоке, значит не сказать ничего. Роман как мог успокоил тещу, пообещав обязательно разобраться в ситуации по возвращении. Свадебное путешествие было безнадежно испорчено.

Действие четвертое: в конце июля неудачливые владельцы 3G модема получили письмо с предложением в течение 10 дней оплатить услуги связи в вышеуказанном размере под угрозой взыскания неустойки в размере 1% от суммы долга за каждый день просрочки, вплоть до погашения задолженности. То есть примерно 10 тысяч рублей в день.

Роман написал заявление об отказе исполнения договора, утверждая, что «Мегафон» нарушил закон о защите прав потребителей. В нем сказано, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Он же не нашел на сайте компании расценок на 3G‑роуминг, а значит не мог знать о том, что 2 гигабайта трафика могут стоить дороже 900 рублей (остаток на телефоне на момент приезда в Грецию). Наличие на сайте оператора полной таблицы расценок на роуминг в разных странах (цена трафика в Греции, согласно ей – 44 рубля за 100 кб), по мнению Романа, ни о чем не говорит. Там же написано – gprs‑соединение, а у него 3G.

Причем тут греки?

Сочтя такое заявление неслыханной дерзостью и уверяя, что gprs и 3G – это одно и то же, о чем знают даже дети малые, представители компании потребовали у тещи Романа вернуть им вожделенный миллион, а до тех пор, «в силу того, что ее доход является нестабильным, и обязательства по иску могут быть не исполнены», пригрозили наложить арест на ее квартиру и гараж.

Разговаривая с руководителем Службы безопасности «Мегафона» Роман спросил: «Как так получилось, что ваша компания любезно оказала нам «кредит доверия» на такую сумму? Вообще‑то мы вас об этом не просили. Если у нас кончились деньги на лицевом счету, то почему вы просто не отключили нас? Сейчас даже в банке миллионный кредит дают далеко не каждому, а ваша доброта просто не знает границ», – вспоминает молодой человек. Ответ по меньшей мере удивил: «Мы не имеем права не предоставлять услугу!». Начальник службы СБ поясняет, что отключение не произошло вовремя, поскольку к ним информация поступает только спустя несколько дней и абоненты должны были самостоятельно узнать расценки на услуги, которыми пользовались у греческого оператора. Вопрос о том, причем здесь греки, если договор пользователи заключили с российской компанией, остался без ответа. Зато последовал дельный совет «приготовиться продавать квартиру и машину». В общем, разговор не получился.

Уже в суде выяснилось, что абонент, ставя подпись в договоре (1 лист бумаги с информацией о пользователе, паспортные данные и т. д.), соглашается с дополнительными условиями оказания услуг ОАО «Мегафон» (это документ на 22 листах, размещенный на сайте компании). В этих условиях содержится информация насчет оказания услуг в роуминге, задержек баланса и т. д. Технические специалисты «Мегафона» пояснили, что все данные, передаваемые по стандартам GPRS и 3G, называются GPRS‑пакетами, и расценка на 3G‑соединения такая же, как и на GPRS. А баланс абонента и объем оказываемой ему услуги в процессе ее оказания в роуминге никак не связаны.

Действие 5. Кульминация. Корреспондент «Московского бухгалтера» созвонился с Романом Симоновым 8 февраля, за день до очередного судебного заседания, которое, по идее, должно было стать решающим и попросил рассказать о ходе процесса и общем настрое:

– Дело слушается в Ленинском суде города Владимира. Было уже несколько заседаний, на которых стороны, то есть мы (ответчики) и представители «Мегафона» (истца) изложили свои позиции. Судебные слушания проходят корректно, но представители оператора часто дают недостоверную информацию, которую никак нельзя проверить без специальных познаний. Судьям очень сложно разобраться в технических тонкостях GPRS, 3G, и т. д., чем успешно и пользуются наши оппоненты, заявляя, например, что GPRS и 3G – это одно и то же. И это только малая часть подтасовок, которую предоставляют на суде представители и свидетели от оператора. Ситуация немного изменилась, когда процесс разрешили снимать на камеры местным телекомпаниям.

По поводу возможности мирового соглашения скажу следующее: я сам предлагал представителям «Мегафону» компромиссный вариант – они не пошли. Затем оператор предложил свои условия, но они не устроили нас, поэтому будем продолжать судиться. Сумму и условия, которые предлагал нам оператор я, к сожалению, озвучить не могу, поскольку мы подписали соглашение о конфиденциальности переговоров.

Законопроект, который внес сенатор Виктор Евтухов, считаю очень нужным – он принесет огромную пользу и сохранит в неприкосновенности кошельки абонентов сотовых операторов. Радует, что кто‑то из представителей законодательной власти на нашем примере наконец увидел, по каким схемам происходит реальный «мобильный беспредел» или узаконенное обирание абонентов, поскольку ни от местного УФАС, ни от Роспотребнадзора реальной помощи мы так и не дождались – на наши жалобы пришли банальные отписки.

Неудавшийся эпилог...

По словам Романа Симонова, 9 февраля суд так и не смог вынести решение, поскольку представители «Мегафона» принесли «10‑и сантиметровый в толщину талмуд документов», ознакомиться с которыми быстро не представлялось возможным ни суду, ни представителям ответчика. «Это документы, якобы подтверждающие расходы «Мегафона». Их еще нужно детально изучить. Но могу сказать сразу, что они очень попахивают «липой». Надеюсь, что и мы, и суд с этим разберемся», – сообщил Симонов.

Так что эпилог мы напишем чуть позже. И дадим совет...

Хроника «пикирующего роуминга»

В сложившейся ситуации закономерно возникает вопрос: «А что же власти? Почему бездействуют так долго?» Ведь это не первый случай якобы законных действий мобильных операторов. Так, в марте 2010 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении компаний «большой тройки», признав их тарифы на роуминг завышенными. В октябре сотовые операторы, решив не испытывать терпение «антимонопольщиков» снизили цены в несколько раз, однако ФАС считает эти «уступки» недостаточными, так что «разъяснительные беседы» с операторами еще впереди.

Нелишне напомнить, что своим решением ФАС также предписывает всем операторам до 31 марта 2011 обеспечить своевременное информирование абонентов о возможном изменении стоимости и сроков тарификации услуг, когда абонент оказывается в роуминге, высылая выезжающему за рубеж абоненту типовое SMS: «Внимание! Вы находитесь в зоне роуминга. Списание денежных средств с вашего лицевого счета может осуществляться со значительной задержкой, и услуги связи могут быть предоставлены в кредит». Кроме того, ФАС настаивает на посекундной, а не поминутной тарификации в роуминге.

В заключение хочется все же пожелать всем пользователям услугами сотовой связи надеяться на защиту законодателей и антимонопольщиков. Но и самим не плошать. Например, прибыв за границу, приобрести sim-карту местного оператора, сэкономив тем самым и средства, и нервные клетки.

***

Братья по несчастью

С 1 марта прошлого года в Евросоюзе, куда входит 27 стран, мобильные операторы обязаны отключать услугу связи в роуминге при превышении определенного лимита (по умолчанию – 50 Евро). Раньше же счета в десятки тысяч евро не были особой редкостью и в ЕС, так что людей, которых можно назвать собратьями по несчастью владимирского предпринимателя Романа Симонова, там предостаточно. Так, один гражданин Германии, находясь в командировке во Франции, воспользовался услугами онлайн‑ТВ и посмотрел телешоу с экрана своего мобильного телефона, в результате чего «попал» на 46 тысяч евро. Более 9 тысяч евро пришлось заплатить родителям британского студента, который пользовался мобильным интернетом во время учебы за рубежом. В 2008 году другой житель Туманного Альбиона, 34‑летний Ян Добсин, вернувшись из Португалии в 2008 году был ошарашен суммой в 63 тысячи евро. Англичанина Яна, так же как и россиянина Романа угораздило скачать из интернета с помощью мобильного телефона эпизод сериала. Что касается жителя не входящей в Евросоюз Канады, Пиотра Станяжека, то он, используя мобильный телефон в качестве модема для компьютера, искренне полагал, что вполне укладывается в те 10 долларов, которые он платил за свой безлимитный тариф. Нетрудно предположить, насколько его шокировала сумма в 85 тысяч долларов, которую ему настоятельно предложил оплатить оператор.

Частное мнение

Ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин:

«Стенания по поводу старой мамы - это беллетристика, детям стоило подумать головой перед тем как ее подставлять. Пользователи нарушили договор, так как оформили его не на себя, а на свою родственницу. Абонент отказывается платить, мотивируя это тем, что не ожидал, что это настолько дорого. Это соответствует походу в дорогой ресторан, когда человек привычным жестом отмахивается от меню, заказывает бутылочку «Шато Петрюс», берет фуагра, а также блюдо от шеф‑повара. Когда приносят счет на 10.000 Евро, он делает круглые глаза и говорит, что не собирается платить. Ведь это обдираловка. Почему оператор должен терпеть убытки, если абонент не способен прочитать условия обслуживания? На сайте мобильного оператора стоимость трафика в роуминге указана в явном виде, она не скрыта никак».

Владимир Хвориков

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...