«На руки» не выдаем! (приложение к акту проверки)

«На руки» не выдаем! (приложение к акту проверки)

24.03.2011 распечатать

Недавно судьи Высшего Арбитражного Суда рассмотрели вопрос о том, не противоречит ли закону установленное налоговиками правило, согласно которому они вправе несмотря ни на что не предоставлять компаниям приложения к акту проверки. В какую сторону склонилась в этот раз чаша на весах Фемиды и как это отразится на взаимоотношениях предприятий и налоговиков, выясняла эксперт Анна Мишина.

Суть конфликта

Множество компаний, пытавшихся оспорить результаты выездной проверки, столкнулись с одной и той же проблемой: им не удалось получить копии материалов-приложений к акту ревизии, даже когда понадобилось подготовить возражения по результатам проверки (см., например, Решение ВАС от 9 апреля 2009 г. № ВАС-2199/09; определение ВАС от 30 июля 2009 г. № ВАС-9405/09; постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 г. № 09АП-25343/2009-АК по делу № А40-78591/08-142-379; решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июня 2008 г.; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2008 г. № 17АП-5491/2008-АК по делу № А50-4478/2008). Во всех случаях инспекторы направляли фирмам только сам акт.

Предприниматели пытались пожаловаться на бездействие налоговиков, заявлять о нарушении принципа открытости проведения налогового контроля, указывать, что отсутствующие документы отражены в акте проверки не полностью и не дословно и что акт не воспроизводит их письменное оформление и порядок составления. Однако чиновники ссылались на ими самими установленное правило, что все приложения к акту проверки являются документами исключительно для служебного пользования. Именно это правило, изложенное в пункте 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ (далее – Требования), и стало предметом рассмотрения для высших арбитров.

Точки несоприкосновения

Итак, представители компании «Трансмил» обратились в Высший Арбитражный Суд с заявлением о признании незаконным пункта 1.15 Требований. Предприниматели настаивали, что данное правило противоречит нескольким более «сильным» нормативным актам. Во-первых, оно, по мнению бизнесменов, не соответствует Налоговому кодексу так как если следовать этому документу, у предприятий есть право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также возможность представлять инспекторам соответствующие пояснения (подп. 7 и 15 ст. 21 НК). Кроме того, компании могут представлять чиновникам письменные возражения по указанному акту (п. 6 ст. 100 НК). Но чтобы осуществить эти права в полной мере, предприятию необходимо иметь копии материалов и всех документов, прилагаемых к акту этой проверки. Однако пункт 1.15 Требований относит все это к документам «для служебного пользования», поэтому налогоплательщик до рассмотрения материалов выездной налоговой проверки практически лишен возможности исследовать все необходимые бумаги, сведения из которых и должны, по сути, служить основанием для предъявления инспекцией претензий. Кроме того, без документов весьма затруднительно подготовить мотивированные письменные возражения по акту проведенной инспекторами ревизии.

Следует также подчеркнуть, что установленное налоговиками правило, как уже было указано, препятствует ознакомлению бизнесменов с касающейся их информации, что противоречит пункту 2 статьи 3 и части 3 статьи 8 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее –  Закон об информации).

И, наконец, «секретное» правило чиновников идет вразрез с пунктом 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 (далее – Положение о порядке обращения со служебной информацией). В соответствии с этим документом к служебной информации относятся несекретные данные о деятельности компании, ограничение на распространение которых диктуется служебной необходимостью. Однако представители общества обратили внимание судей на то, что нужные им материалы содержат сведения, которые непосредственно касаются проверяемого предприятия, и засекречивать их от самой компании по меньшей мере нецелесообразно.

Судебные баталии

Выступая перед «высшими» арбитрами, представители «Трансмил» еще раз пояснили, что оспариваемое положение Требований, по их мнению, ограничивает право компаний на ознакомление с материалами выездных проверок, прилагаемыми к акту, ущемляя тем самым права предприятий и мешая нормальному ведению бизнеса.

Кроме того, представители фирмы-заявителя указали, что когда запрошенный ими акт проверки все-таки был представлен, то помимо отсутствия необходимых приложений, при внимательном его прочтении обнаружилось несоответствие содержащихся в нем сведений действительным обстоятельствам. В результате представителям компании не удалось сразу подготовить полноценные, четко аргументированные возражения с ссылками на конкретные документы, и возникшие разногласия бизнесменам и чиновникам пришлось улаживать в суде (дело № А46-11396/2009 Арбитражного суда Омской области).

Выслушав доводы представителей организации, инспекторы стали объяснять суду свою позицию. Они указали, что, на их взгляд, спорный пункт Требований не содержит запрета или какого-либо ограничения на ознакомление с материалами выездной проверки, поскольку он касается порядка хранения материалов уже после проведения ревизии. Что же касается прав фирмы, то их никто не нарушал: ведь налоговое законодательство предоставляет компаниям возможность знакомиться с материалами налоговой проверки, а этого представителям предприятия никто не запрещал. Нельзя, мол,   выдавать на руки налогоплательщику их копии, так как в данном случае речь идет исключительно о документах, остающихся в налоговом органе для обеспечения режима налоговой тайны (ст. 102 НК РФ). А заявителем направлялось в инспекцию письмо с требованием о предоставлении ему копий документов, и отказано было именно в этой просьбе, а не в ознакомлении с материалами конкретной выездной проверки, решение по результатам которой оспаривалось.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...