Ошибки при формировании отчетности

Ошибки при формировании отчетности

04.03.2011 распечатать

Ошибки при формировании отчетности могут появиться и в том случае, когда регистры бухгалтерского учета сформированы правильно. Такие ошибки, как правило, связаны с неверным применением норм бухгалтерского учета.

Утверждение форм отчетности

Все компании применяют формы отчетности, предложенные Минфином России в приказе от 22 июля 2003 г. № 67н. Такие формы автоматически формируются всеми бухгалтерскими программами, а также напечатаны на бланках. Но многие предприятия забывают, что Минфином только предложены образцы форм. Применяемые формы отчетности организации должны утвердить самостоятельно (п. 1 Порядка составления и представления бухгалтерской отчетности).

Обратите внимание, что с 2011 года Минфином России утверждены новые формы отчетности (приказ от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом компании сами должны определить детализацию показателей по статьям отчетов.

Разделение активов и задолженности на долгосрочные и краткосрочные

Активы и обязательства должны представляться в отчетности с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные (п. 19 ПБУ 4/99). Краткосрочными признаются, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

В настоящее время нормативными документами не предусмотрен перевод долгосрочных активов и обязательств в краткосрочные. Но это не означает, что в отчетности показатели должны быть сформированы неверно. В бухгалтерском балансе информацию следует подразделять в зависимости от срока погашения обязательства на отчетную дату, а не от срока, установленного при принятии к учету.

Зачет между дебиторской и кредиторской задолженностью

Действующим законодательством запрещен зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков (п. 34 ПБУ 4/99). Поэтому по всем активно-пассивным счетам в балансе следует отражать развернутое сальдо.

На практике случается так, что кредиторская задолженность показывается за минусом дебиторской задолженности. Особенно часто это происходит при подведении итогов расчетов с одним и тем же контрагентом. Следует отметить, что дебиторская задолженность в обязательном порядке показывается отдельно от кредиторской задолженности, в том числе и по одному и тому же контрагенту.

Отражение выданных беспроцентных займов

Беспроцентные займы, выданные организацией, отражаются в учете на счете 58 «Финансовые вложения» и в отчетности формируют аналогичный показатель. Но при формировании бухгалтерской отчетности необходимо принимать во внимание положения п. 2 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Так, одним из условий принятия выданных займов в качестве финансовых вложений является их способность приносить доход в будущем в виде процентов, дивидендов, прироста стоимости и т.п. Беспроцентные займы такому условию не отвечают. Соответственно, они не могут учитываться в балансе при формировании показателей долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений.

Беспроцентные займы следует отражать при формировании отчетности в составе дебиторской задолженности (долгосрочной или краткосрочной) или в составе прочих оборотных активов. Порядок отражения таких займов необходимо утвердить в учетной политике.

Списание задолженности

Особенно много ошибок возникает при списании задолженности. Самые частые из них заключаются в том, что на счетах учета числится задолженность, по которой истек срок исковой давности. Между тем, согласно пунктам 77 и 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дебиторская, кредиторская и депонентская задолженности, по которым срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству. Такие ошибки всегда допускаются в тех компаниях, где не проводится инвентаризация. Следует отметить, что при наличии значительного количества контрагентов, инвентаризацию расчетов лучше проводить ежеквартально.

Также допускаются ошибки при списании истекшей задолженности. А именно, нарушается порядок ее списания. Так, для списания просроченной задолженности необходимо, кроме инвентаризации, выполнить следующее:

  • письменно обосновать появление просроченной задолженности и необходимость ее списания;
  • выпустить приказ руководителя о списании задолженности.

Учтите, что списание дебиторской задолженности не является ее аннулированием. Она должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания. Это необходимо для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Раскрытие информации о затратах на энергетические ресурсы

В пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности подлежат включению данные о совокупных затратах предприятия на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ).

В частности, в пояснительной записке могут быть отражены следующие показатели (письмо Минфина России от 28 января 2010 г. № 07-02-18/01):

  • совокупные затраты на приобретение и потребление всех видов энергетических ресурсов;
  • затраты на приобретение и потребление на цели производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) энергетических ресурсов по видам энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная и др.).

Указанные показатели за отчетный год могут быть приведены в сопоставлении с соответствующими плановыми показателями, по видам продукции (работ, услуг), с учетом сезонности деятельности организации.

Следует отметить, что указанные требования законодательства о формировании информации о потреблении энергоресурсов введены недавно: с отчетности за 2009 год.

Выполнение положений учетной политики

Выполнение положений учетной политики свидетельствует как о вдумчивом подходе при ее формировании, так и об эффективности системы внутреннего контроля. Но иногда положения учетной политики не соблюдаются.

Способ оценки материальных ценностей

Способ оценки МПЗ – один из обязательных элементов учетной политики. Согласно п. 16 ПБУ 5/01 компания может установить один из следующих способов оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином списании:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

На практике часто случается, что в учетной политике установлен один способ, а на деле применяется другой. Как правило, происходит это из-за того, что на бумаге прописан способ «по себестоимости каждой единицы» или ФИФО. Это связано с ограничением возможностей программного продукта, используемого для учета. В некоторых версиях учетной программы отсутствует возможность выбора иного способа, кроме способа по средней себестоимости. Если бухгалтер не обратит внимания на такое различие, учет МПЗ будет вестись вразрез с положениями учетной политики. А это может привести к искажениям в учете. И, безусловно, будет свидетельствовать о неэффективности системы внутреннего контроля.

Выявить расхождения можно при сопоставлении возможностей учетной программы с положениями учетной политики.

Применение «директ-костинга»

Согласно пункту 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Инструкция по применению Плана счетов управленческие расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» могут ежемесячно:

1) списываться в качестве условно-постоянных в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж» (директ-костинг);

2) включаться в себестоимость продукции, работ, услуг (т.е. списываться в дебет счетов 20, 23, 29).

Применение любого из этих способов допустимо. Главное, чтобы выбранный способ был закреплен в учетной политике (п. 20 ПБУ 10/99).

Если же ни один из способов не закреплен, то можно применять только способ, в соответствии с которым расходы, собранные на счете 26 включаются в состав себестоимости продукции. Соответственно, в Отчете о прибылях и убытках не формируется показатель по стр. 040 «Управленческие расходы».

Определить правильность применения «директ-костинга» достаточно просто: необходимо сопоставить способ списания управленческих расходов, установленный в учетной политике, со способом, применяемым в действительности.

О.Е.Черевадская, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит», доктор экономики

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.