Учетная политика: с чего начать?

Учетная политика: с чего начать?

13.02.2010 распечатать

Фирма должна утвердить две учетные политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Оба документа можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы. На практике удобнее вести две независимые учетные политики.

Учетную политику для целей бухгалтерского учета формируют, руководствуясь ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В ней перечисляют все способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша фирма.

Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год. Однако ее можно менять, если:

изменились законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету (например, поменялся порядок учета тех или иных хозяйственных операций);

фирма разработала новые способы ведения бухучета (например, стала вести бухгалтерию в другой компьютерной программе);

изменились условия деятельности организации (например, торговая фирма стала заниматься производством).

Как оформить учетную политику

Составляет учетную политику главный бухгалтер или человек, на которого возложено ведение бухучета фирмы. Поскольку ответственность за деятельность фирмы несет руководитель, то учетная политика должна утверждаться его приказом (распоряжением).

Приказ об утверждении учетной политики может выглядеть, например, так:

uchpol.jpg

Учетная политика должна применятся с 1 января того года, который следует за годом ее утверждения. Ее положения должны применяться всеми подразделениями и филиалами фирмы независимо от их места расположения.

Обратите внимание: вновь созданнаяфирмадолжна оформить и утвердить учетную политику не позднее чем через 90 дней со дня ее госрегистрации.

Как составить учетную политику

В составе учетной политики утвердите:

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

образцы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм;

график документооборота и порядок обработки учетной информации;

порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов;

методы оценки активов и обязательств фирмы;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Структуру учетной политики фирма определяет самостоятельно. Можно придерживаться перечисленных пунктов, а можно их объединить в два общих раздела. Например:

организация бухгалтерского учета;

способы ведения бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета

Прежде всего запишите в учетной политике: кто будет вести бухгалтерский учет (главный бухгалтер, специализированная компания или директор); будет ли использоваться автоматизированная программа или учет предполагается вести ручным способом; какими документами будут оформляться те или иные хозяйственные операции; какое имущество придется учитывать и на каких счетах.

От ответов на эти вопросы зависит, какой план счетов лучше выбрать – расширенный или сокращенный.

Если ваша фирма будет проводить те или иные операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичной документации, разработайте их самостоятельно. Эти формы могут выглядеть так, как удобно вашей фирме. Однако в них обязательно должны быть следующие реквизиты:

название документа (например, Акт закупки материальных ценностей у населения);

дата его оформления;

название вашей фирмы;

наименование хозяйственной операции (например, покупка товаров);

натуральные и денежные показатели хозяйственной операции (например, количество и стоимость приобретенных товаров);

должности лиц, которые оформили документ, и их личные подписи.

В рабочем плане счетов, который должен приводиться в политике, укажите те счета бухгалтерского учета, которые вы будете использовать. Причем рабочий план должен включать не только синтетические, но и аналитические счета всех уровней.

Способы ведения бухгалтерского учета

При формировании учетной политики из каждого Положения по бухгалтерскому учету выберите один из предлагаемых в нем вариантов учета того или иного имущества (если он есть) или предусмотрите свой.

Например, в ПБУ «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) есть несколько способов списания материалов и товаров (по методу ФИФО, себестоимости каждой единицы или средней себестоимости). Вам нужно выбрать лишь один из них. Выбранный способ запишите в учетную политику.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...